Во внутренней и внешней политике Киргизии произошли знаменательные события, которые в России остались почти неизвестны.
В КОНЦЕ марта в Бишкеке прошёл съезд партии бывшего президента Киргизии А. Атамбаева. В повестке, закрытой для СМИ, обсуждалось проведение внеочередных парламентских выборов. Плюс – последующее избрание А. Атамбаева спикером парламента. В Бишкеке говорят, что после выборов он проведёт поправки в конституцию, согласно которым глава парламента является и главой государства. А президент становится декоративной фигурой.
Тем временем, как и в России, силовой блок правительства подчиняется президенту Киргизии С. Жээнбекову. И он не замедлил «показать зубы»: стал активно собирать руководителей силовиков на совещания и чистить ряды от людей Атамбаева.
После съезда Социал-демократической партии Киргизии, 31 марта, Атамбаев дал пресс-конференцию, на которой заявил о своём возвращении в политику, о том, что съезд избрал его председателем СДПК. Он подверг критике президента С. Жээнбекова за семейственность в управлении республикой – и выразил недовольство тем, что Жээнбеков критикует работу силовых структур при нём. Нельзя исключать, что активизация С. Жээнбекова против А. Атамбаева инициирована из Москвы, где не желают возвращения прозападного и прокитайского экс-президента во власть.
Весьма симптоматично, что в том же марте глава правительства Киргизии С. Исаков разорвал контракт с китайской компанией Huawei по проекту превращения столицы Киргизии Бишкека в умный цифровой город. При этом Исаков и его окружение в правительстве – люди, настроенные крайне прозападно. В отличие от более умеренного в этом отношении Атамбаева, более склонного к ориентации на Китай. Но пока не понятно, решил ли таким образом Исаков присоединить Киргизию к «торговой войне» США с Китаем или же просто не договорился с китайцами по деньгам.
Надо сказать, что внешнеполитическими приоритетами Атамбаева являются развитие связей с Китаем. Сейчас он предпринимает меры по ускорению строительства железной дороги Узбекистан – Киргизия – Китай, которая должна стать частью одного из кратчайших маршрутов доставки грузов из Китая в Евросоюз. Ранее был начат и к настоящему времени почти реализован аналогичный проект автомобильной дороги. В Киргизии её называют «Альтернативная дорога Север – Юг», скрывая под этим нейтральным названием де-факто китайский транспортный проект.