Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 41(583) от 19.10.17 13+

О пользе космической пыли

, 20:44 , Главный редактор АН

Фильм «Салют-7» вышел на экраны по всей стране. Читатели «Аргументов недели» должны посмотреть его обязательно. И это – не реклама. Тема наша – космос и люди. Тот случай, когда воспроизведённые в художественной форме события тридцатилетней давности выглядят как воспоминание о будущем.

ФИЛЬМ – идеальный инструмент для сравнений самого разного рода. Хотя бы сравнения начальников. Тридцать лет назад космосом у нас командовали военные и учёные. Сегодня за космос отвечает некто Комаров, человек без специального образования, обложивший космические предприятия штрафами. Говорят, собирается чего-то приватизировать то ли в Звёздном городке, то ли в Центре управления полётами (ЦУПе). Главные качества таких специалистов – наглость и беспринципность. Иначе как можно управлять инженерами, конструкторами и рабочими, которые тебя презирают в профессиональном плане. Эпоха Путина кроме Крыма и Сирии запомнится и «феноменом профнепригодных», которые стали главными в стране. Чубайс, Комаров, Слюсарь

Но давайте коротко перескажем содержание. Там немало шелухи и глупостей. И всё же – это лучший российский фильм последних двадцати лет. И вот почему. «Салют-7» начинается с того, что одного из главных героев отстраняют от полётов. Находясь в космосе, он (актёр Вдовиченков) увидел ангелов, и врачи в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) решили, что он – псих. Но он продолжает так любить космос, что ночью оставляет жену в постели и уходит на балкон смотреть в звёздное небо.

А там – на небе в это время перестала подавать признаки жизни космическая станция «Салют-7» (именно на ней он и увидел ангелов). В игру вступают американцы. На экране их теледикторы истошно кричат, что на «Салюте» есть атомное оружие. И когда он упадёт на США – там всё взорвётся. В результате Вашингтон принимает решение: запустить пустой шаттл, загрузить в него мёртвую советскую станцию и спустить на землю, чтобы выпотрошить из неё все наши секреты. Начальник КГБ СССР в исполнении комедийного актёра Угольникова со стальным ужасом в голосе изрекает – не дадим сп..ть станцию, будем сбивать её на х...!

Собственно, с этого и начинают разворачиваться главные события. Прежде всего – надо найти пилота, который сможет состыковать космический корабль «Союз» со станцией, которая хаотически крутится. На тренажёре перепробовали всех – даже руководителя полётов Рюмина. Никто не может. И вот Рюмин встречает на заправке своего друга, которого врачи назвали психом. У обоих «Волги» – белая у космонавта и чёрная – у начальника. Оба в кожаных пальто с отворотами, словно комиссары времён Гражданской. В результате тот, которого признали психом, на пару с бортинженером в исполнении актёра Деревянко всё же состыковывают станцию с «Союзом».

Отправиться в полёт было непросто обоим. Узнав о том, что Вдовиченков вновь летит, его киножена (актриса Миронова) посылает героя к чёрту. Буквально кричит: что там такого – в твоём проклятом космосе?

Вторая жена – бортинженера – узнаёт, что муж улетает, за несколько дней до родов. Она маленькая и худенькая. С еле заметным животиком. Эта простая русская женщина не орёт, а тихо плачет. Слёзы заливают её прекрасное смуглое лицо: она прощается с мужем в ванной, где тот ремонтирует старую стиральную машинку «Вятка». Похоже, это дань авторов фильма космонавту Савиных. Он – прототип второго героя и родом из Вятки.

После этого «киносопли» заканчиваются. Дальше начинается уму непостижимое зрелищеe – полный и абсолютный эффект присутствия на космической станции и в открытом космосе. Только смотреть надо в кинотеатре, на большом экране.

Герои попадают внутрь станции. Кто видел её в натуре, потрясены тем, как умело она воспроизведена. Буквально ощущается запах от электропроводки и всего авиационно-космического. Авторы фильма несколько раз ставят героев на край гибели. Заклинило солнечные батареи, от короткого замыкания вспыхивает пожар в спускаемом аппарате, бортинженер почти сходит с ума и пытается открыть люк в открытый космос. В результате воздуха остаётся на 8 часов, и спуститься на землю может только один, да и то в Индийский океан, на съедение акулам. Ужас! Космонавт Вдовиченков, как командир корабля, решает остаться и даже закуривает сигарету. Деревянко пытается его остановить и отказывается улетать один: как я посмотрю в глаза своему будущему ребёнку и твоей дочери? – говорит он. На Земле все пьют валерьянку, особисты и партработники осуждают Рюмина, что тот послал людей на погибель, а главный из них уже почти отдал приказ сбить станцию. Невдомёк было дурачку, что сбить станцию не смогут даже сегодня, через 30 лет – нет такого оружия.

Тем временем наши герои решают выйти в открытый космос и в последний раз попробовать избавиться от искорёженного клапана, который мешает работе солнечных батарей. Тот, кто видел в работе наши скафандры «Орлан», так и не поняли, где снимали этот эпизод. Эффект присутствия в открытом космосе абсолютный. Космонавты перебирают внешние поручни и подбираются к злосчастному клапану. Русские, естественно, берут себе в помощники кувалду. Они по очереди долбят смертельно опасную железяку – но всё без толку. Вот и теневая сторона Земли.

СОЛНЦЕ скрывается, и наступает космический холод, а вместе с ним верная смерть. И тут бортинженер вспоминает, что на таком холоде металл становится хрупким, и они с удвоенной силой принимаются работать кувалдой. Клапан отваливается, и мгновенно разворачиваются солнечные батареи. Аккумуляторы станции начинают заряжаться, а оба космонавта сидят, уставшие, в открытом космосе на стенке «Салюта».

Подлетает американский шаттл, чтобы подобрать наш «Салют». За стеклом кабины пилоты-американцы. Они видят, что солнечные батареи ожили и в изумлении отдают честь (как и все американцы – к пустой голове) нашим космонавтам. А они сидят-отдыхают на приступочке в открытом космосе с волшебной кувалдой. Машут руками американцам, и те улетают несолоно хлебавши. Бортинженеру сообщают, что родилась дочка.

Вот, собственно, и весь фильм. Абсолютно реальные события, абсолютно правдоподобные советский быт и порядки «в войсках». Вот только уж больно хорошо показаны американцы.

И здесь стоит продолжить сравнения. В голливудском фильме «Армагеддон», высосанном из пальца от первой до последней секунды, эта самая станция показана огромной ржавой бочкой, наполненной вонючими испарениями. В ней сидит русский идиот-космонавт в шапке-ушанке. Его-то и используют «хорошие парни» во главе с Брюсом Уиллисом, которые хотят спасти Землю от астероида, вот только горючего у них нет. И такое г...но до сих пор крутят все российские телеканалы. Без всякого стыда.

В другом американском фильме про космос – «Гравитация» – из чьего-то пальца сосут просто миллионами тонн. Героиня в исполнении С. Баллок передвигается между непонятно чьей разбитой космической станцией, нашим «Союзом» и китайским кораблём на баллоне со сжатым воздухом. Как ведьма на метле. Спасается опять у нас в «Союзе», тут же свободно читает все инструкции на русском языке и в результате приземляется непонятно на чём прямиком в грязное флоридское болото. Хренота редкостная, но ей дают уйму «Оскаров» и опять крутят на российском телевидении.

Но особенно хорош «Марсианин». В фильме американский чувак в исполнении Мэтта Дэймона оказывается на Марсе один и, чтобы выжить, начинает сажать картошку. Где взял – непонятно. Но чтобы она росла, он отгораживает тряпкой кусок марсианской земли и усердно унаваживает её собственными какашками. Картошка зреет месяца три-четыре. И где он взял столько кала? Но и этот фильм с удовольствием показывают наши телеканалы и кинотеатры.

Как правило, все наши успешные фильмы – это тупое подражание Голливуду. С его непременной командой: белый, негр, китаец и дама в мужской майке и обтягивающих кожаных трусах. Все стреляют, бегают на каблуках и тупо шутят. И надо же, на этом фоне появляется шедевр – «Салют-7». Следующий фильм должен быть про будущее. Пора уже и нам в кино спасать мир. Есть чем.

В «Аргументах недели» давно лежит интервью с известным учёным. Но публиковать рано – могут принять за героя нашего фильма, которому ангелы в космосе примерещились. Но вот, оказывается, что у нас есть. Двигатели, чей «горячий тракт» выдерживает температуры до 3000 градусов вместо стандартных 1200. Работает он хоть на воде. Проработаны лазеры на гамма-излучении. Научились черпать энергию из атома, не разрушая его ядро. Готовится переход с кремниевой элементной базы на иную. Даже о силе гравитации уже есть много чего нового. Здесь же энергетические «консервы» и летающие платформы с грузоподъёмностью до 400 тонн…

Самое время начать снимать фантастические фильмы. Пусть люди узнают из них о том, что силу гравитации можно нейтрализовать специальной оболочкой со сверхпроводимостью. Что есть высший разум, и космонавт Вдовиченков мог видеть в космосе не ангела, а его проекцию в собственном мозгу. О том, что при полёте Гагарина, при спасении «Салюта-7» нам помогли. Иначе спасти станцию было нельзя.

Но фантастика ли это?

 

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram