Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → live

«Это не значит, что Россия теперь не исполняет международные договоры»

, 22:22

Госдума приняла законопроект, разрешающий Конституционному суду РФ признавать неисполнимыми решения международных судов и в первую очередь -  ЕСПЧ, в случае их противоречия российской Конституции. Вопрос: «Обретаем независимость?»

 

 

Игорь Трунов, президент Союза адвокатов России, кандидат экономических наук, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН:

«Всё обобщают - и получается несколько страшноватая картина»

- Это нормальное явление. Сегодня такая норма работает, например, в Германии, Австрии, Англии. Нам ближе, как в Германии и Австрии, где подобное решение принято и закреплено Конституционным судом.

Однако нужно понимать, что те, кто озвучивает эту тему, как правило, всё обобщают - и получается несколько страшноватая картина, в том смысле что решение международного суда вообще можно признавать недействительным.

На самом деле это мера, которая в исключительных случаях, когда принято политизированное решение, противоречащее Конституции РФ, позволяет в рамках вполне определенной процедуры не выполнять решение ЕСПЧ.

Да, у ЕСПЧ бывают определенные решения, когда он выходит за рамки той или иной конституции.

Это было и в Германии, и в Англии, когда Европейский суд принял решение о том, что осужденные могут голосовать. Но ведь те же англичане не исполняли и не исполняют это решение.

Так что и Государственная дума, и Конституционный суд РФ исходили из того, что решение Европейского суда - это не международный акт, не международный договор, не конвенция, а это именно решение суда.

То есть это решение суда по статусу, конечно, ниже, чем некий международно-правовой акт, который имеет приоритет в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Поэтому решение Европейского суда, выходящее за рамки или противоречащее нашей Конституции, при соблюдении определенной процедуры может не иметь обязательную силу в Российской Федерации.

Но это - обязательная процедура и это касается только исключительных случаев несоответствия Конституции Российской Федерации. Именно так это и выглядит.

Это не значит, что Россия теперь не исполняет международные договоры и что у нас не действуют международные конвенции, хотя по смыслу некоторых публикаций в наших СМИ получается именно так.

Эта процедура сегодня работает во многих цивилизованных странах, и она принята именно конституционными судами. Надо заметить, что данная процедура работает достаточно эффективно.

Так что мы не изобрели велосипед, не изменили Конституцию и не отказываемся от приоритета международных норм права.

Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз:

«Встраивание России в правовую систему Запада - это потеря суверенитета»

- Европейский суд по правам человека в качестве высшей инстанции - это анахронизм прошлого столетия, в конце которого Запад решил, что он является единственным источником истины и смыслов.

Встраивание России в правовую систему Запада - это потеря суверенитета. Характер русского человека, сам тип мышления, ментальности, совершенно иной, чем у западного человека.

Западный человек - индивидуалист, он атомарная личность. И та судебно-правовая система, которая сложилась на Западе, во многом отвечает именно взаимоотношению с таким атомарным человеком.

Римское право построено на историческом опыте западной цивилизации, и оно очень хорошо подходит именно для западного общества.

Российское общество совершенно иное, так как у России иной исторический опыт, а значит и правовая система, как следствие этого исторического опыта, у России должна быть совершенно иная.

Правовая система, как и культура, как и ценностная система - это продукт некоего исторического опыта народа и государства. И у каждого народа, у каждого государства этот опыт разный.

Общинный характер русского человека, иная коллективистская ментальность заставляет россиян при решении правовых вопросов оперировать не индивидуумами, а коллективными субъектами, что в традиционном государстве регулировалось обычным правом.

Решение о смене правовых приоритетов запускает процесс юридической фиксации нового статуса России - не как придатка глобального Запада, подчиненного его исторической воле, но как одного из полюсов более справедливого многополярного мира, суверенно определяющего свои цивилизационные приоритеты.

Сергей Марков, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ:

«Запад подменяет международное право своим произволом!»

- Это историческое решение - считать приоритетным не международное право, а российские законы! Это решение ожидалось давно - и из за «дела ЮКОСа», и из за других пакостей, которые Запад готовит России в разных судах, трибуналах и организациях.

Завершилась эпоха, длившаяся 25 лет, когда Россия верила в то, что международное сообщество живет по справедливым законам и что надо признавать их верховенство.

Теперь, спустя полтора года после начала гибридной войны Запада против России, наша страна признала, что в мире царит диктат Запада и они подменяют международное право своим произволом!

В условиях, когда международные суды под давлением Запада выносят нечестные приговоры, типа «дела ЮКОСа», а международные организации принимают нечестные резолюции, типа ПАСЕ и ПА ОБСЕ, Россия отказывается признавать их силу.

Тем самым Россия возвращается в отряд таких стран, как США и Китай, которые свой суверенитет и свое право ставят выше международных.

Что ж, это высшая лига мировой политики, а в ней быть не только почетно, но еще и очень трудно и дорого.

Но Россия сделала очень важный шаг по возвращению своей силы!

Константин Затулин, директор Института стран СНГ, депутат Госдумы IV-V созывов, член Совета по внешней и оборонной политике:

«Действует под предвзятым углом зрения по отношению к нашей стране»

- Европейский суд и всякие другие суды и международные трибуналы, подобные Гаагскому, как выясняется, довольно пристрастны и очень политизированы.  

Я лично несколько лет назад пытался обратиться в Страсбург по своему собственному делу, но после полутора лет проволочек мой иск там рассматривать отказались.

Страсбургский суд можно назвать излишне политизированным, потому что он действует под определенным и предвзятым углом зрения по отношению к нашей стране.             

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram