Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → live

«Дело не в том, что мы будем осваивать арктический шельф»

, 17:07

Некоторые западные аналитики (из тех, кому, похоже, все-таки можно верить) предрекают падение цен на нефть и то, что Россия может стать жертвой «схлопывания нефтяного пузыря». Специально для «АН» на вопрос «Нужно ли наращивать добычу нефти для того, чтобы перейти на инновационные рельсы?» отвечают…

 

 Гавриил Попов, советник мэра Москвы С. С. Собянина на общественных началах, президент Международного университета в Москве, доктор экономических наук, профессор, член РАЕН:


«Мы так и будем сидеть на своем «богатстве»…»


- Весь мир интенсивно работает над проблемой выхода из углеводородной зависимости. Сейчас в США, по-моему, уже 20 % топлива дает переработка растительного сырья. В Техасе сотни тысяч гектаров заняты под это кукурузой. Кроме того, будут внедряться приливные электростанции, а также и другие принципиально новые источники энергии, например, специальные поплавки, качающиеся на морских волнах. Так что гораздо быстрее, чем возникнет проблема окончания эры нефти или нефтедолларов, появится другая проблема: цивилизация просто перестанет в них нуждаться. И в этом процессе мы будем одними из главных пострадавших. Дело не в том, что мы будем осваивать арктический шельф. Просто миру уже будет не нужно топливо из нефти, а мы так и будем сидеть на своем «богатстве».


Сергей Борисов, президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»:


«Избыток нефти приводит к общей эйфории»


- Думаю, должно происходить плавное падение добычи, потому что избыток нефти приводит к общей эйфории и расслабленности, дескать, такое будет продолжаться всегда. Так что чем сильнее будут обостряться рецепторы у всех представителей человечества - у государства, науки и потребителя, тем быстрее наступит прозрение, что нужно делать все возможное для избавления от углеводородной зависимости. Нефтяные компании должны понимать, что они тоже должны влиять на цены «черного золота» с тем, чтобы не доводить ситуацию до абсурда. Ведь экономика стран может резко затормозиться, и огромное количество отраслей откажется от углеводородов, а это потянет за собой падение спроса. У нас в России есть, как обычно, кладезь идей, но нет абсолютно никаких навыков инновационного менеджмента.  


Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:


«Для того чтобы внедрять инновации, нужны инвестиции»


- Это не взаимосвязано. Можно и нужно переходить на инновационные рельсы, даже не наращивая добычу. Но, с другой стороны, наращивать добычу без инновационных технологий весьма проблематично. Инновации и нужны как раз для того, чтобы заниматься более полным извлечением. Мы сегодня 30% нефти добываем, а 70% оставляем в недрах, поэтому и нужны новые технологии. Новые технологии – это, прежде всего, инновации, инвестиции и так далее. В этом отношении мы сейчас серьезно отстаем от многих стран, и прежде всего от США, где внедрение новых технологий намного больше, чем у нас. Поэтому у них и растет коэффициент нефтеизвлечения, а у нас падает. В этом плане у нас есть лишь единичные подвижки. Например, «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» много занимается таким внедрением. Но объем добычи у нее не очень велик по сравнению с общей добычей страны, поэтому и внедрение этих технологий в масштабах государства имеет не очень большой удельный вес. Для того чтобы внедрять инновации, нужны инвестиции.  

 

 

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram