Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → live

«И что же это, как не девальвация?»

, 15:52

Ни правительство, ни Банк России не помогают рублю в его падении относительно иностранных валют, ссылаясь на мировой кризис, Грецию и т.п. Специально для «АН» на вопрос «Это сознательная политика Путина на девальвацию рубля для того, чтобы обесценить его и выполнить все свои предвыборные обещания, «весящие» 5 трлн. руб.?» отвечают…

Михаил Хазин, президент компании экспертного консультирования «Неокон», экономист, публицист, телеведущий:

«Для граждан это означает довольно существенный рост цен»

- Сейчас существует несколько объективных эффектов, которые ведут к ослаблению рубля. Это и падение мировых цен на нефть, и отток капитала, который явно превысил все ожидания ЦБ. Собственно говоря, эксперты предупреждали, что такой отток будет, но, поскольку это не нравилось руководителям ЦБ, они закрывали глаза на все эти предупреждения. Сегодня они с этим и столкнулись. Я подозреваю, что есть и еще один эффект, который состоит в том, что в условиях проблем с бюджетом и падения мировых цен на нефть правительство хочет, чтобы каждый доллар экспортных доходов, с точки зрения бюджета, был бы более эффективен. То есть, иными словами, для того чтобы наполнить бюджет, нужно опустить рубль. Доллар стоил 29 рублей, а теперь – 33, и что же это, как не девальвация? При этом нужно понимать, что на самом деле для граждан это означает довольно существенный рост цен, поскольку подавляющая часть товаров народного потребления имеет импортное происхождение.  

Павел Медведев, советник председателя Банка России, депутат Госдумы I-V созывов, доктор экономических наук, профессор:

«Если бы ситуации с удешевлением рубля не было, то ее нужно было придумать»

- С середины марта монотонно дешевеет нефть. Соответственно, с отставанием в две недели дорожает доллар. Я думаю, что нашему новому правительству в каком-то смысле везет, ведь оно собирается модернизировать экономику, что очень трудно сделать при дорогом рубле. На протяжении нескольких лет представители бизнеса жаловались на то, что при таком рубле наше внутреннее производство становится безумно дорогим, а импорт, наоборот, очень дешевым. То есть совершенно невозможно было конкурировать, разве что в области нефти и газа. Конечно, если эта тенденция на ослабление рубля сделается слишком вопиющей, то многие люди в краткосрочной перспективе просто пострадают, потому что, к сожалению, мы в значительной мере все еще должны покупать иностранные товары. Но вспомним 1998-1999 гг., и то, как произошло восстановление. Оно произошло потому, что стало выгодно производить именно российскую продукцию, а не покупать «ножки Буша». Так что мне очень хотелось бы, чтобы наше правительство воспользовалось этим случаем и воплотило в жизнь те планы, которые провозглашались уже много раз. Более того, если бы этой ситуации с удешевлением рубля не было, то ее нужно было придумать, потому что очень трудно конкурировать с иностранной продукцией, например, китайской, при том уровне стоимости рубля, который мы наблюдали много лет. Да, рубль сейчас действительно дешевеет, но это не чьи-то козни, а, к сожалению, отражение реальной действительности. Многие говорили, и это уже стало банальностью, что невозможно существовать «сидя на трубе». Но мы продолжаем «сидеть на трубе»! И если в этой «трубе» происходит что-то неприятное, скажем, то же падение цен на нефть, то, естественно, это  отражается на нашей экономике. Что касается оттока капитала, то одни специалисты из правительства предупреждали об этом, другие были слишком оптимистичными. Но их очень трудно упрекать, потому что отток и приток капитала зависит не только от тех параметров, которыми они в определенной мере могут управлять, но и от как бы случайностей – того, что происходит за границами нашего государства и никак нами не регулируется. Но общий тон правительства – и прежнего, и нового – правильный! Они говорили, что нужно диверсифицировать нашу экономику, и тогда обещали нам всякие блага. По-моему, все это правильно. И если бы мы не так сильно зависели от нефти, то ее удешевление, конечно, все равно бы повлияло на стоимость рубля, но не так сильно.   

Анатолий Аксаков, зампред комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России, член правления РСПП:

«Сейчас начнут появляться российские товары, и они будут востребованы»

- Поскольку курс рубля зависит от цены на нефть, вот он и падает. Ну, и еще отток капитала за границу. Но я бы не драматизировал ситуацию. Конечно, у ЦБ есть резервы, но я бы их сейчас не использовал. Для российской экономики ничего плохого в снижении цены рубля не происходит. Скажу больше: в условиях кризиса это просто благо. Абсолютно правильно, что ЦБ пока не вмешивается в ситуацию, хотя у него для этого есть все возможности. Думаю, что те игроки, кто сейчас ринутся в доллар, определено могут проиграть. Да, у нас много импортных товаров, но почему? Потому что иностранные товары в рублевом выражении стоили дешевле российских, а сейчас начнут появляться российские товары, и они будут востребованы. Есть краткосрочная и долгосрочная ситуации. Да, мы можем потратить свои международные резервы на поддержание крепкого рубля, но это будет означать, что мы поможем спекулянтам купить доллар дешевле, чем он реально стоит на рынке. Если цена на нефть будет опускаться, то все равно придется девальвировать рубль. К тому же, мы еще больше подорвем нашу экономику, и, соответственно, нам вообще будет нечего производить. Почему нет российских товаров? Потому что у нас неконкурентные условия, которые создавал в том числе и сам ЦБ, когда укреплял рубль. Так что в краткосрочной перспективе мы немного проиграем, но надо смотреть вперед – хотя бы на год-два. Нам нужно дать вздохнуть своим  товаропроизводителям. Кстати, и Китай делает так же, и там юань стоит в 1,5 раза дешевле его реальной рыночной стоимости. Но они не дают возможности реально укрепляться юаню и специально поддерживают конкурентоспособной свою экономику. США держат очень низкую ставку рефинансирования (около 0,5%) и тоже поддерживают дешевый доллар; они просто не могут опустить ниже эту ставку. То есть все страны, которые хотят поддержать свою экономику, стараются ослабить собственную валюту. Тот же Казахстан, например.

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram