Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История № 15(506) от 21.04.16

Необыкновенные беседы Робинзона Крузо в Тобольске

Действие знаменитой книги продолжилось в Московии

, 09:18

285 лет назад (24 апреля 1731 г.) умер Даниэль Дефо. Произнесёшь это имя – и вспомнятся Робинзон Крузо, необитаемый остров… Но у великого романа было и продолжение.

Момент в истории

Книга, о которой мы будем говорить, называется «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо». Краткое содержание – в нашей справке (это для тех, кто не читал, перед читавшими извиняемся). Действие происходит с 1694 по 1705 год. Понятно, что «АН» интересовали прежде всего «русские страницы» романа.

У нас это время «начала славных дел» Петра I. Робинзон ещё встретится в Тобольске со ссыльным фаворитом свергнутой Софьи князем Голицыным (правда, реальный Голицын в ссылке был не там). Упомянуто также поражение русских под Нарвой. Крузо ещё удивляется: зачем Пётр схватился с этим отважным молодым шведским львом Карлом XII? Не лучше ли было напасть, например, на Китай, который при всей огромности и многолюдстве слаб? Полтавское сражение (со всеми вытекающими для Карла и Швеции последствиями) – за рамками романа, оно произошло через три года.

Впрочем, дела в стране московитов Крузо интересуют мало. Это просто земля, через которую надо проехать, сохранив жизнь и по возможности чего-нибудь прикупив. Правда, из-за зимы приходится задержаться в Тобольске, где… Но про это – ниже.

Гений и авантюрист

Биография великого английского писателя Даниэля Дефо (1660–1731) запутана и во многом неясна. Англия переживала бурное время, и этот умный, авантюрный, циничный джентльмен эпохе соответствовал. Боролся с тогдашним правительством, сидел в тюрьмах, его ставили к позорному столбу – а потом стал тайным агентом того же правительства. Популярный журналист, он под псевдонимами в официозных газетах громил оппозицию, а в оппозиционных – власть. Не забывал о собственном бизнесе. Сын торговца (настоящее имя Даниэль Фо), язвивший кичливость аристократов, когда понадобилось, сочинил себе родословную, нарисовал герб – и стал Даниэлем де Фо (правда, потом просто Дефо). Тогда очень не просто шло объединение Британии и Шотландии, англичанин Дефо считал, что от этого выиграют обе страны и, заключив союз с властью, создал, по сути, в Шотландии собственную разведслужбу: досье, агенты, слежка за противниками… Он бывал в плену у пиратов, богател, впадал в нищету. Прохиндей, хамелеон? Или просто человек, всегда игравший в собственную игру? В конце концов, были вещи для него святые: процветание родины, веротерпимость, ненависть к ксенофобии. В любом случае – жизнь, достойная стать сюжетом увлекательного романа. Но увлекательные романы Дефо предпочитал писать сам. И главный из них, конечно, «Робинзон Крузо».

…И уехать далеко!

Хотя интересно – почему именно этот сюжет его увлёк? Коммерчески успешная идея? Но история моряка Селькирка, который провёл четыре года на необитаемом острове и стал прототипом Робинзона, и так была хорошо известна. Селькирк домой вернулся знаменитостью, писали про него немало – вовсю раскупались, например, записки капитана Роджерса, который Селькирка с острова снял. Дефо (ещё раз гляньте биографию) участвовал в закулисных политических интригах, делал деньги, руководил шпионами, писал памфлеты, сатиры, экономические трактаты. Что ему до злоключений бедолаги, вынужденного на клочке суши среди бескрайних волн лепить горшки и приручать коз?

Но, может, Дефо просто, извините, всё достало? Крутиться круглыми сутками, играть сразу десять партий на десятке досок, иметь дела с продажными политиками, платными осведомителями, лицемерными партнёрами, держать ухо востро, лицемерить самому?.. Разве не может посетить однажды такого человека шальная мысль – а не послать ли всё подальше, не уехать ли далеко-далеко, туда, где людей вообще нет, лишь ты да природа. Как там выжить? Но выжил же этот Селькирк!

Сибирское путешествие

Первая (и главная) книга о Робинзоне известна всем. О второй – см. нашу справку. Пролистнём две трети страниц, откроем роман там, где, перейдя монгольские пустыни, герой добирается до русской границы. «Первым городом, селением или крепостью, принадлежащим московскому царю, было Аргунское».

Хотя, если честно, рассказ Робинзона о сибирском путешествии не особо интересен. Ну да – необъятные просторы, бесконечная тайга. «Все реки здесь текут на восток и впадают в большую реку, которая называется Амур». Конечно же, климат «совсем не похож на климат моего милого острова, где я чувствовал холод только во время простуды». Зимой надо ходить в тяжёлой шубе. Правда, у русских есть дивная вещь – печь! Она не похожа на английские камины, греет весь дом.

Что его буквально бесит – это здешнее отношение к религии. В Сибири – безобразие! – «жители все язычники, за исключением ссыльных». «Только гарнизоны и начальники их русские, а прочее население – язычники». «Русское правительство нисколько не заботится об обращении этих народов в христианство, оно лишь прилагает усилия, чтобы держать их в подчинении». Возле Нерчинска вконец разъярившийся Крузо вообще сжигает идола, которому поклоняется местное племя. И вынужден спасаться от «варваров» (а у русского губернатора – головная боль: надо успокаивать возмущённое население и обеспечивать безопасность чужаку-святотатцу).

Но, как сказано, в целом здешние дела Робинзона волнуют мало. Хотя, с другой стороны, – зачем-то же Дефо отправил своего героя в страну, где в общем-то с ним ничего не происходит (если сам не кличет себе на одно место проблемы)? Ответ на вопрос становится понятен, когда Крузо попадает в Тобольск.

Князь ***

В этом городе, «расположенном в варварской стране, невдалеке от Ледовитого океана», Робинзон вдруг находит «замечательное общество»: «Тобольск служит местом ссылки» людей, попавших в опалу, а это народ элитный – вельможи, дворяне, военные… В том числе – некий князь *** (так в тексте). И интересные у них с Крузо начинаются беседы.

Есть знаменитая пушкинская мысль – дескать, я сам знаю все беды Отечества своего, но мне больно, когда про них говорит иностранец. Потому психологически вполне достоверно, что сначала перед англичанином ссыльный князь не проклинает царя, покаравшего его (явно напрасно), а, наоборот, говорит о величии государя, о масштабах его владений. Робинзон, однако, с улыбкой прерывает: я сам когда-то был властителем не менее могущественным, чем ваш царь. Слово за слово – рассказывает свою эпопею на необитаемом острове. И тут разговор сворачивает на важную для обоих тему: что человеку на самом деле нужно?

Робинзон на острове не просто выжил – он победил себя, свои отчаяние и слабость. Но и князь в ссылке пережил примерно то же. Да, сначала проклинал судьбу. Но… «Верх человеческой мудрости – умение приспособляться к обстоятельствам и сохранять внутреннее спокойствие, какая бы буря ни свирепствовала кругом». «Дышать чистым воздухом, иметь одежду для защиты от холода, пищу для утоления голода, совершать физические упражнения для поддержания здоровья – вот всё, что нужно нам от внешнего мира». Здесь, в Сибири, князь «гораздо счастливее своих недругов, наслаждающихся полнотой власти и благами богатства». (Правда, заметим, судя по деталям, его ссылка – не ГУЛАГ, хотя и не роскошествует.)

Всё это не просто слова. Вскоре Робинзон предложит князю бежать. А что? Ссыльных не охраняют (куда они денутся!). Иностранец Крузо спрячет нового друга в своём караване. Доберёмся до Архангельска – а там, считайте, вы уже и в Европе!

Но после трудных раздумий князь откажется. Не искушайте! «Я боюсь, что, если попаду в другое место, семена гордости, честолюбия, корыстолюбия и сластолюбия, которые всегда прозябают в наших душах, оживут во мне и снова дадут пышный цвет». Правда (всё ж на грешной земле живём!), просит устроить побег сыну. Что Крузо и делает. А князь остаётся там, где обрёл покой и душевное равновесие. Робинзон его понимает как никто.

Забавно... В «Дальнейших приключениях» автор в разных уголках мира сводит любимого героя со многими достойными людьми: французским священником, португальцем-лоцманом, китайским судьёй… Но по-настоящему родственную душу Робинзон встречает в русском князе, заброшенном судьбой в заснеженный Тобольск.

Такое чувство, что именно ради описания бесед с ним Дефо и взялся за продолжение своего великого романа.

Новые приключения старого героя 

Считается, что «Дальнейшие приключения» слабее первой книги о Робинзоне. Это и так и не так. Просто главный роман Дефо – вершина, рядом с ней прочие книги автора выглядят мельче. Но и продолжение – достойная вещь, просто другая и о другом. Напряжённый сюжет, схватки, перестрелки, погони, испытания, столкновения характеров. При этом всё мотивировано, каждое ружьё стреляет. Отличный сериал получился бы.

Книга начинается с признаний Крузо: ему хорошо в Англии, однако остров не отпускает. Все мысли – о том, как там сейчас, как нынешние обитатели. Тут умирает жена. Робинзон, которому уже за 60, препоручив детей в надёжные руки, срывается в новое плавание.

Добрался. Но на острове – свои страсти. Между колонистами конфликты, одни пытаются подчинить других. Крузо улаживает споры. А дальше время, естественный ход событий и, главное, необходимость сообща противостоять набегам дикарей объединяют людей. Робинзон вовлечён во все их приключения. В одной из стычек погибает Пятница.

Между тем кораблю, на котором Крузо прибыл, надо идти в Ост-Индию. Робинзон решает, что «новые островитяне» в нём уже не нуждаются, – и вновь отправляется в путь. Новые события, новые повороты сюжета. С какого-то момента герой путешествует уже сам по себе. Не раз рискует жизнью, обретает друзей и врагов, богатеет, его обманывают мошенники, его обвиняют в пиратстве, ему грозит петля, он вынужден таиться, попадает в Китай, потом – в Московию. Впереди – путь с Дальнего Востока до Архангельска. Оттуда с попутным кораблём Робинзон добирается до родины, чтобы изложить свою одиссею на бумаге и спокойно доживать век.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram