Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История № 16(408) от 07.05.2014

В небе с Покрышкиным и в ставке с Жуковым

Как сохранять память о Великой Отечественной в XXI веке

, 21:05

Не удивляйтесь, что в преддверии Дня Победы мы вспомним два недавних и более «молодых» юбилея этого года: 25-летие Интернета (12 марта) и 20-летие Рунета (7 апреля). К теме нашего разговора они имеют прямое отношение.

Письмо министру обороны

«Уважаемый Сергей Кужугетович!

(…) Российское историческое общество приглашает Вас принять участие в реализации проекта, связанного с созданием уникального интернет-ресурса – виртуального Музея Победы.

(…) Современные информационные технологии (…) позволят представить в форматах 2D и 3D неограниченное количество экспонатов, физически хранящихся в самых разных региональных и местных музеях (…), хранить и систематизировать большое количество фото-, видео- и текстовых материалов, доступ к которым обычно затруднён для рядовых пользователей (…). Виртуальный музей, в отличие от обычного, доступен самой широкой аудитории из любого региона мира в любое время, имеет возможность представить в экспозиции любые экспонаты и материалы, в том числе те, которые находятся в частных коллекциях, – для этого достаточно согласия владельца снять с них цифровые копии в 3D-формате.

(…) Музей позволит комплексно решить задачу сохранения и распространения накопленных знаний о Великой Отечественной войне. Это не только сохранение памяти о героических событиях, но и прекрасная информационная и образовательная площадка для учащихся и преподавателей и современное средство популяризации исторической науки».

Мы цитируем письмо председателя Российского исторического общества (РИО), председателя Государственной думы С.  Нарышкина министру обороны С. Шойгу. Ещё в письме отмечено: автор идеи и концепции виртуального Музея Победы – председатель правления РИО, проректор МГУ, д.ю.н., профессор С. Шахрай, его целесообразно назначить научным руководителем проекта.

К Сергею Михайловичу Шахраю «АН» и обратились.

Посмотреть на аналоги

На самом деле представить, каким может быть виртуальный Музей Победы, довольно легко. Есть аналоги: виртуальные Музей конституционной истории России и Музей истории российского олимпийского спорта. Оба созданы командой Академического учебно-научного центра РАН-МГУ под руководством С. Шахрая. Сам он при этом отвечал ещё и, скажем так, за историческо-творческую часть. А техническое обеспечение – это уже молодые программисты, выпускники факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. «Головастики!» – уважительно заметил Шахрай и пояснил: ребята решили две важнейшие задачи. Во-первых, несмотря на огромные массивы информации, сайты не виснут при любом качестве Интернета. Во-вторых – проведено 3D-сканирование тысяч представленных экспонатов.

Тем, кто читает нас в Интернете, дальше достаточно просто пройти по ссылкам http://www.rusconstitution.ru и http://museum.russiasport.ru. Читающим в газете попробуем объяснить словами – хотя ясно, что лучше всё же «один раз увидеть».

Чем-то это напоминает компьютерную игру-«ходилку». На экране компьютера – музейные залы, такие же, как в жизни, даже старушки-смотрительницы сидят. По залам перемещаешься с помощью мышки и кнопок. Подошёл к экспонату, кликнул – он возникает на экране. Можно увеличить, разглядеть. Если это некая бумага – почитать. Если что-то объёмное – повертеть так и этак. Экспонаты интереснейшие. В Музее Конституции корреспондент «АН», например, с любопытством поизучал черновики «кондиций», которыми в 1730 г. «верховники» пытались ограничить власть Анны Иоанновны. В Музее олимпийском – порассматривал во всех видах биатлонную винтовку, лыжи, золотые медали. В залах, посвящённых современным периодам, к твоим услугам ещё и фото-, видеоматериалы... Действительно, как игра – ходишь по разным этажам из зала в зал, смотришь, не замечаешь, как время летит. Но разве и в реальном хорошем музее это замечаешь?

Однако одно дело – просто посетитель, другое – учёный, исследователь. Он в музей идёт работать – в запасниках, в фондах. То же самое здесь. Только пропусков за подписью директора музея не требуется: клик мышкой – и весь массив попутной уникальной информации к твоим услугам.

Виртуальный Музей Победы замыслен по такому же принципу.

Их нет и они есть

– Вообще наши виртуальные музеи – интересное явление, – комментирует Сергей Шахрай. – В мире аналогов не существует. Точнее так: давно известны виртуальные варианты уже действующих музеев – Лувра, Эрмитажа, Третьяковки… Оцифрованные экспонаты, возможность пройти по залам. Но мы ведь развернули музеи, которых как бы не существует в принципе. Ни на какой карте вы не найдёте тот же Музей Конституции, у него нет здания, штата… И тем не менее он есть. Подобраны коллекции, выстроена концепция. Надо лишь зайти в Сеть. Причём в наших фондах – уникальные вещи! Уставная грамота Российской империи, Конституция декабриста Никиты Муравьёва, двадцать томов материалов Конституционного совещания ельцинских времён – продолжать можно долго. Всё подлинное, всё оцифровано в ГАРФе, других ведущих архивах. У человека в Нарьян-Маре или в Австралии та же возможность работать с источниками, как и у исследователя в Москве. Или Олимпийский музей... Тренер лыжной команды где-нибудь в райцентре первое занятие секции решает посвятить истории своего спорта – пожалуйста! Всё к твоим услугам…

Виртуальный Музей Победы – это совместное предложение Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества. Военно-историческое общество возглавляет Владимир Мединский, министр культуры. Это важно, поскольку музеи у нас находятся в ведении Минкульта. Думаем, и Министерство обороны подключится.

Каким нам видится музей? Неограниченное количество залов, неограниченное количество тем. Что вас интересует? Сталинград? Состояние армии на 22 июня? Форсирование Днепра? Гитлеровские концлагеря? Белорусские партизаны? Ленд-лиз? Подписание капитуляции? Что ж… Можно просто пройтись по соответствующему залу. Можно поднять документы – советские, трофейные. Можно открыть работы историков, посмотреть фото- и кинохронику. По перекрёстным ссылкам заглянуть на другие сайты. Возможен игровой момент. Хочешь подняться в небо с Покрышкиным? Оказаться в танке под Прохоровкой? Нет, изменить ход событий нельзя, переиначивать историю не дадим… Но дать посетителю возможность побыть рядом с Жуковым при обсуждении в Ставке операции «Багратион» – почему нет?

Это один пласт темы – скажем так, учебно-познавательный, научный... Но ведь война – ещё и глубоко личная история каждой конкретной семьи. У всех нас в памяти связанные с войной рассказы родственников, у всех есть семейные реликвии: письма с фронта, похоронки. Хотите, чтобы судьба ваших деда, прадеда не затерялась? Что ж – списываетесь с администрацией сайта и открываете в виртуальном Музее Победы персональный зал. Там будет и рассказ про дорогих вам людей, и их фотодокументы, те же военные письма...

А ещё – это библиотека военной литературы. Ещё – фильмотека военных картин. Варианты развития бесконечны. Но что важно: проект, конечно, сложный, однако материально он не такой затратный. Строить ещё одно здание, комплектовать штат – честное слово, обойдётся гораздо дороже. А огромный виртуальный музей обслуживать может небольшая команда – кто-то отвечает за контент (наполнение), кто-то – за технические вопросы. При этом посещаемость – не меньше, а то и больше, чем у аналогичного музея реального, потому что другие возможности. Причём виртуальный музей не надо противопоставлять музеям реальным. Наоборот – он им помогает! Человеку, который видел какой-то уникальный экспонат на экране компьютера, захочется глянуть на него и вживую. А преимущества у виртуального музея свои – нет, например, проблемы запасников, демонстрационных площадей…

– Спору нет, идея красивая. А когда может реализоваться?

– Сейчас мы будем отмечать 69-ю годовщину Великой Победы. В следующем году – 70-ю. Юбилей. К нему и хотелось бы.

Немного личного

Отец Сергея Шахрая был в войну лётчиком-истребителем. Мать – радисткой на аэродроме. Тогда и познакомились. А вообще воевала вся родня. Был как-то с делегацией в Берлине, повели показывать рейхстаг. Участок стены с подписями наших солдат 1945 года немцы сохранили. И вот в уголке внизу увидел: «капитан Шахрай». Дома спросил родителей: может, из наших кто? Те стали прикидывать, решили – весьма возможно, что двоюродный дядя. По крайней мере фронтовая биография совпадает.

Сергей Михайлович говорит, что в будущем виртуальном Музее Победы откроет зал своей семьи. Всем читателям «АН» предлагает сделать то же самое.

XXI век всё-таки. Технологии позволяют.

Спор академика Сахарова

40 лет назад академик Андрей Сахаров по заказу журнала «Сатердей ревью» (США) написал статью «Мир через полвека». Весной 1974-го американцы попросили опального создателя русской водородной бомбы пофантазировать: какие к 2024 году появятся новые технологии и как они изменят жизнь людей?

Что-то Сахаров угадал, что-то нет, но, в частности, очень точно спрогнозировал появление Интернета – только назвал его ВИС (Всемирной информационной системой). И заметил: с появлением ВИС постепенно уйдут в прошлое традиционные книги и музеи – всё будет доступно ежесекундно и в любом месте. Печатавшая рукопись Елена Боннэр запротестовала: ничто не заменит книгу, её запах, шелест страниц! А музеи? Каждый поход туда – событие! Сахаров изменил формулировку: привычные книги и музеи сделаются «не необходимыми».

Когда корреспондент «АН» в московском метро видит даже немолодых людей с электронными «читалками» в руках, он думает, что против технологий ХХI века не попрёшь. То же самое пришло в голову после разговора с Сергеем Шахраем о виртуальных музеях. Впрочем, сказано же – их никто не противопоставляет реальным.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram