Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 5(547) от 9.02.17

Талант личности, талант индивидуальности

, 08:42

Этому певцу рукоплескали в Париже и американской Метрополитен-опере, в лондонском Ковент-Гардене и Норвежской национальной опере. Но больше всего он привержен публике Большого театра, Новой оперы, Московского международного Дома музыки.

Василий ЛАДЮК – признанный лирический баритон – помимо собственной оперной карьеры создал Фестиваль «Опера Live» (опера вживую), который недавно прошёл с успехом уже в третий раз. В эти январские дни Василия можно услышать на сцене Большого в партии Онегина, а на днях – там же в роли Жермона («Травиата» Верди).

- Василий, любой путь начинается с первого шага. Какими были ваши первые шаги?

– Я учился в училище хорового пения. Затем закончил Академию хорового искусства, созданную Виктором Сергеевичем Поповым.

– Его вы называете своим нравственным ориентиром. Почему?

– Это был не просто нравственный ориентир, а Учитель, наставник, который дал огромному количеству выпускников билет в жизнь, как отец. Мы стали семьёй, которая не заканчивается выпуском. Никто не оставался и не остаётся равнодушным друг к другу. Мы – выпускники разных поколений – постоянно пересекаемся по жизни. Каждый год на фестивале «Опера Live» обязательно даём концерт в его честь (в этот раз был «Реквием» Верди).

– Среди ваших учителей был и Дмитрий Вдовин – нынешний руководитель Молодёжной оперной студии Большого театра.

– Это действительно так. Я совершенно не скрываю: не было бы в моей жизни Вдовина – не было бы и солиста Василия Ладюка.

Он появился, когда я был в аспирантуре нашей академии. Предполагал, что буду хоровиком, возможно, музыкальным менеджером и т.д. Но никогда не думал, что стану солистом, что жизнь так круто повернётся. Дмитрий научил меня петь, как поют в оперном театре, слышать себя со стороны, критично относиться к себе и своему оперному мастерству.

– В 2005 году вы выиграли конкурс «Опералия», во главе которого стоит Пласидо Доминго. Судьба дала вам «зелёный свет». Наверняка это стало ещё одной ступенью в вашей карьере.

– Действительно, я выиграл этот конкурс – один из сложнейших в мире. Ничуть не приуменьшаю его значимость, но было это в 2005 году. Сегодня на календаре 2017-й. Для меня важно, что лично я представляю собой сегодня. Жизнь циклична, предполагает взлёты и падения. Помимо одного шага назад у меня всегда было два шага вперёд. Надо было находить новые всплески – всё, что помогает развиваться, идти дальше. Наверное, этот фестиваль «Опера вживую» (когда он начинался, название было «Живой звук») родился потому, что хотелось нового видения, нового шага вперёд.

– Фестиваль приобрёл известность. Его ждут, поскольку в нём участвуют лучшие оперные голоса. Вы, как художественный руководитель, вправе гордиться своим детищем. А в чём трудности?

– Трудностей немало. Ведь всё строится на партнёрских и дружеских отношениях, без всякой государственной поддержки. Можем рассчитывать только на поддержку спонсоров, которых сейчас найти очень сложно. Понятно, что все мы – друзья, но существуют логистика, гостиницы, перелёты и т.д. Среди главных наших спонсоров – благотворительный фонд поддержки культуры ЛУКОЙЛ (Нелли Алекперовой).

– Вы уже вкусили радость и ответственность главных оперных мировых сцен. Получили широкое признание. Но в отличие от многих певцов не переезжаете за границу, остаётесь жить в России. Почему?

– Никогда не рассматривал отъезд из страны. Речь об этом не шла никогда и не идёт. Моя страна – это Россия. Здесь мне комфортно и уютно. Конечно, бываю в городах Америки, выступаю на сценах Европы. Больше всего предпочитаю экзотическую страну Японию, куда в этом году поеду снова с оркестром Владимира Федосеева.

– Есть для вас среди певцов кумиры прошлого, на кого хотелось бы быть похожим?

– В XXI веке невозможно даже приблизиться к тем великим, кого почитаешь, кем восхищаешься. Вряд ли скоро появится новый Лучано Паваротти. Ведь жизнь стала совсем другой.

– Вы считаетесь постоянным солистом Новой оперы в Москве. Люди задолго до спектакля раскупают билеты с вашим участием. При вашем напряжённом графике часто ли появляетесь на этой сцене?

– Хотелось бы гораздо чаще, чем получается. В последнее время, к сожалению, выступления можно пересчитать по пальцам. Вскоре снова не попадаю на «Фауста», потому что в это время буду петь в Стокгольме. Правда, в марте будет «Трубадур» с моим участием.

– Вы встречались, общались, работали и работаете с замечательными людьми, высокими профессионалами. Что даёт такое сотрудничество?

– Таких людей с детства видел на большой сцене, когда был в хоровом училище и академии. Как солист стал появляться с 2001 года. Когда в 2007 году на сцене Большого театра была поставлена Валерием Фокиным «Пиковая дама», оркестром дирижировал Михаил Плетнёв, а старую графиню исполняла Елена Образцова, мне была предложена партия Елецкого.

Михаил Плетнёв – музыкант гениальный. Представляете: он не только дирижировал «Пиковой дамой», оркестровал романсы Чайковского, но и выучил японский язык.

С Еленой Васильевной Образцовой впервые встретился на мастер-классах с участием педагогов и солистов.

Незадолго до этого я выиграл конкурс в Барселоне и подал документы на «Опералию». Но сомневался насчёт поездки: такие нервы, такое напряжение. Она меня убедила. Я поехал и выиграл. Когда же впервые вышел на сцену Большого, она сказала: «Ты поцелован в темечко Господом Богом – имей это в виду». Забыть такое невозможно. Это даёт силы и вдохновение.

– Вы часто сотрудничаете и с Национальным филармоническим оркестром, и с Владимиром Спиваковым.

– Маэстро для меня прежде всего – друг, товарищ и брат. С удовольствием вспоминаю один из недавних наших концертов: музыка рождалась как некое живое полотно. Выступать с ним – большое счастье. Он – один из немногих симфонических дирижёров, который не боится проводить концерты с оперными певцами, что само по себе невероятно сложно.

– Как преодолеваете хандру, дурное настроение?

– Такое бывает, когда болею. К телефону не подхожу. Если выступление близится, а ты не можешь петь – это тоже стресс. Но в принципе я тот человек, который всегда считает, что «стакан наполовину полон», а не пуст.

– Что ещё предстоит вам в ближайшее время? Знаю, что в Большом помимо «Травиаты» в этом месяце будете петь в «Иоланте» Чайковского.

– Это так. Но в ближайшие дни предстоит и Шаляпинский фестиваль в Казани. Там будут «Севильский цирюльник», «Травиата» и заключительный концерт с моим участием. Далее предстоят гастроли по городам России с оркестром Спивакова. С Катей Мечетиной мы уже выступили в Мурманске на открытии нового здания филармонии. Выступим и в других городах – страна большая.Главное, чтобы хватило сил и времени.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram