Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 24(515) от 23.06.16

Платный въезд как предчувствие

, 08:41

Сергей Собянин опроверг информацию о том, что в Москве разрабатывается проект платного въезда в отдельные районы города.

Напомним, что департамент транспорта столицы якобы продумывает проект платного въезда внутрь ТТК и МКАД, а пробный вариант собираются обкатать в «Москва-Сити» уже в 2016 году. Спустя некоторое время материал был удалён.

Во-первых, многие эксперты отмечают, что развитие транспортной системы Москвы осуществляется по тому же сценарию, что и в Лондоне. Хотя, конечно, с определёнными нюансами. Так, в столице Великобритании тоже постепенно вводилась платная парковка, её стоимость различается в зависимости от удалённости от центра, вместе с этим велась активная велосипедизация. Финальным штрихом выступил платный въезд в центр города.

Всё это напоминает то, что происходит сейчас в Москве. Плюс в эту копилку можно добавить и то, что и такси стало намного качественнее и доступнее – это тоже альтернатива личному авто и считается одним из предвестников платного въезда. Правда, власти пока уверяют, что не планируют его ввод. Хотя, можно допустить, что такого мнения Собянин и его команда будут придерживаться ещё пару лет – до новых выборов мэра в 2018 году.

Второй очень важный момент – это то, что ещё 2 июня профильный комитет Госдумы по транспорту рекомендовал принять в первом чтении законопроект «Об организации дорожного движения в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты». Среди прочего были поправки, которые разрешали региональным и муниципальным властям самостоятельно определять районы, в которых можно ввести плату за въезд и её размер. Самоубийц перед грядущими осенними выборами в Думу не нашлось – обсуждения перенесли на осень. Так что вполне реально то, что изменения и поправки примут, но уже после того, как от пламенных предвыборных обещаний останется лишь эхо.

Вероятно, что взимание платы за въезд в центр Москвы – это лишь дело времени. Впечатление, будто бы сейчас власти прощупывают почву – где-то занимаются развитием транспортной системы и совершают информационные вбросы наподобие репортажа телеканала «360» с последующим их опровержением. Да, Собянин заявлял, что платные парковки – это, по его мнению, и так уже довольно жёсткая мера и её возможности как регулятора транспортных потоков не исчерпаны. Хотя, по сути, она лишь может заставить человека не выбирать центр города как конечную точку для путешествия на автомобиле. Если вы собираетесь ехать транзитом – вам будет по барабану стоимость часа стоянки. Поэтому, по мнению многих сторонников ограничительных мер, только платный въезд может спасти мегаполис.

Однако насколько целесообразно вводить такую меру в Москве? Очевидно, что принимать подобные ограничения в нынешней ситуации – значит перенаправить пробки в другие районы города. Ведь и ежу понятно, если начать брать деньги за въезд в центр, то автомобилисты будут попросту объезжать территорию внутри ТТК. Поэтому без создания альтернативы в виде строительства всех обещанных хорд сама идея убрать машины непривилегированных лиц из центра столицы приведёт к очень большим проблемам. После такого фразами, что средняя скорость движения на авто в городе якобы выросла на 12%, уже не отделаешься.

Есть и ещё одна проблема. Дискриминация в отношении автомобилистов предполагает всё же некоторые компромиссные решения – а то народ взбунтуется. Например, создание достаточного числа перехватывающих парковок и машино-мест на них в районе конечных станций метрополитена. А если копнуть дальше, то и рядом с подмосковными станциями пригородных электричек. То есть, если общественный транспорт будет действительно для народа и несильно уступать в доступности и комфортабельности, то тогда выбор людей будет рационально склоняться в пользу метрополитена и автобусов. Однако сейчас мы видим, что во многих местах территория для перехватывающих парковок застроена всевозможными торговыми центрами. Может быть, ситуация изменится, когда линии метрополитена уверенно шагнут в Подмосковье, построят «Третий пересадочный контур» и т.д. Но верится в это, с учётом опыта прошлых лет, с трудом.

Следующий критический момент – это предполагаемая стоимость платного въезда. Для того чтобы подобная система работала как ограничительная – она должна быть воистину запредельной и неподъёмной для большинства населения. Однако есть подозрения, что власти, ссылаясь на свою доброту и заботу о москвичах и гостях столицы, провернут что-то похожее с платными парковками за пределами ТТК. Введут плату, но такую, что большая часть населения скрепя сердце всё же будет готова расстаться с копеечкой. А это значит, что очередное бездумное копирование чужих решений превратится в инструмент для заработка и станет очередным побором.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram