Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 8(449) от 05.03.2015

Беззнаковая эвакуация

, 19:12

Столичные власти придумывают всё более изощрённые методы борьбы против неправильно припаркованных автомобилей. С 13 февраля стартовал эксперимент по эвакуации машин с сокрытыми номерами. Искать таких нарушителей будут сотрудники Центра организации дорожного движения (ЦОДД) при помощи мобильных комплексов фотовидеофиксации совместно с пешими инспекторами ГИБДД и Московской административной дорожной инспекцией (МАДИ).

Подобное решение направлено в первую очередь против автомобилистов, которые пытаются избежать штрафа за неоплаченную стоянку, он составляет 2500 рублей, или же оставляют свою машину под знаками «стоянка запрещена» или «остановка запрещена» – здесь штраф грозит уже потерей 3 тыс. рублей.

Механизм противодействия у автомобилистов законному наказанию за такие проступки довольно простой: прикрыть часть номера какой-нибудь тряпочкой, бумажкой или даже компакт-диском, чтобы паркон не смог их считать. Но на помощь автоматизированной системе приходят пешие инспекторы, которые патрулируют улицы и специально снимают всевозможные помехи с номеров. Затем фотографируют их и передают данные в диспетчерскую ЦОДД. В случае необходимости также составляется протокол с решением об эвакуации автомобиля.

Казалось бы, всё элементарно, однако и здесь есть несколько нюансов, которые не позволяют инспекторам МАДИ фиксировать нарушения. Во-первых, если номерные знаки машины настолько сильно загрязнены, что их невозможно определить, то ни о каких фотографиях речи быть не может. Потому что установить таким образом нарушителя станет невозможно, а самостоятельно отмыть номера инспектор не имеет права. Во-вторых, некоторые водители перед уходом попросту снимают номера и вешают их назад обратной стороной. Их фотофиксация также не может быть доказательством нарушения. В-третьих, многие прибегают к самому радикальному варианту – попросту снимают номера и прячут их, например, в багажник.

Естественно, для борьбы с такими нарушителями и проводится подобный эксперимент по эвакуации автомобилей с сокрытыми номерами. Вот только законность этого мероприятия вызывает большие вопросы.

История «болезни»

Идея отправлять на штрафстоянку машины с сокрытыми номерами, появилась ещё в мае прошлого года. Тогда мэр Москвы Сергей Собянин сказал невероятно очевидные слова: «Если автомобилист закрывает номер, значит, он что-то скрывает». До перлов его коллеги из Киева Виталия Кличко, конечно, далеко, но начало положено. Столичный мэр, ссылаясь на некую комиссию по антитеррору, призвал городские службы эвакуировать подобные машины на штрафстоянки. Впрочем, никто особо не бросился исполнять пожелания градоначальника, потому как законности в подобных действиях не было.

Однако в ноябре 2014 г. вступили в силу поправки в статье 12.2 КоАП РФ, которые внесли толику ясности. В них говорится о том, что «управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизменёнными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть» облагаются штрафом в 5 тыс. рублей либо лишением водительских прав сроком на 1–3 месяца.

Поэтому в ЦОДД совместно с московскими властями предприняли новую атаку на автомобилистов и заявили о том, что с 1 января 2015 года данные об автомобилях с сокрытыми номерами будут передаваться в диспетчерскую при помощи парконов. Если же машин накопится больше десяти в одном месте, то туда специально отправят инспектора МАДИ и сотрудника службы эвакуации, чтобы все авто увезти. Объясняют это опять возможностью террористической угрозы или же вероятностью того, что автомобиль угнан. Странно, по мнению ЦОДД, террористы и угонщики повально снимают номера и собираются не меньше десяти человек на пятачке. Очевидно, в кружок по интересам.

Новые вопросы

Но, несмотря на поправки в КоАП и домыслы в ЦОДД, всё же не ясно, на каком основании будут забирать автомобили с сокрытыми номерами на штрафстоянку.

Прежде всего не понятно, что считать нечитаемым номером. Критериев как таковых в ГИБДД и МАДИ не называют. Таким макаром можно любой загрязнённый номер обозвать «нечитаемым» и отправить машину на штрафстоянку. Да, в том же КоАПе в ст. 12.2 есть примечание, которое говорит о том, что номер считается нечитаемым, если в тёмное время суток нельзя разглядеть хоть одну букву или цифру на заднем номере с 20 метров, а в светлое время суток с переднего и заднего. Однако эти слова относятся к процессу управления автомобилем. Когда машина на стоянке – она не эксплуатируется.

Второй нюанс, а как в этом случае составляется протокол, чтобы эвакуировать такой автомобиль, и на кого? Водителя рядом нет, госномер определить не получается, прочесть специальный VIN-код без доступа к автомобилю тоже не представляется возможным. В итоге забирают такого безымянного железного коня на штрафстоянку, а дальше что? Как владельцу искать свой автомобиль? Если это достаточно популярная модель, то на поиски может уйти много времени. Сумма за пребывание там набежит немалая. Конечно, не надо было оставлять свой автомобиль в неположенном месте, да и за номерами нужно следить.

Вот только подобные решения и эксперименты попросту дают возможность злоупотреблять эвакуацией ради наживы. Случаев с незаконным вывозом авто на штрафстоянку и сейчас хватает. Что будет, когда под предлогом нечитаемости номера можно будет забрать вообще любую машину – весна же на дворе, всё в грязи, хоть каждый день мой автомобиль – неизвестно.

Крокодиловый бизнес

В итоге власти в очередной раз доказывают истинную цель «Крокодилов» – заработать как можно больше, а не убрать помеху для движения других автомобилей или пешеходов. Так и эвакуаторщики смогут договориться с инспекторами о том, чтобы те сами приходили и заклеивали номер, а затем попросту занимались бы дележом денег после вывоза авто на штрафстоянку. Главное же – выполнить план по эвакуации!

Беспредел с эвакуаторами продолжается даже в ночное время, когда неправильно припаркованный автомобиль, который никому не мешает, увозят на штрафстоянку в 3–4 часа ночи. Хотя достаточно было наказать человека штрафом. Ночью с плохим освещением можно вообще не прочитать номерной знак – тогда тоже будут забирать эвакуаторы? Даже если автомобиль стоит и не нарушает никаких правил?

Впрочем, сегодня депутаты Госдумы пытаются найти решение, чтобы убрать коммерческую составляющую из процедуры эвакуации. Например, лидер партии «Автомобильная Россия» и первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков, предложил ввести обязательные для выполнения критерии, которые чётко определяют, когда можно эвакуировать автомобиль, а когда можно только выписать штраф. Кроме того, он предлагает существенно снизить стоимость платной эвакуации, хотя полностью бесплатной её всё же не сделать, так как городские власти заверяют, что такие расходы слишком велики для казны.

Кроме того, силами лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина Департамент транспорта Москвы согласился предупреждать водителей при помощи SMS-рассылки о том, что их автомобиль эвакуируют и дают возможность убрать свою машину самостоятельно в течение 16 минут. «Яблоко» изначально просило о 15 минутах, но, видимо, у Максима Ликсутова, главы Дептранса Москвы, было хорошее настроение, и он расщедрился ещё на 60 секунд для нерадивых водителей.

Впрочем, на сегодняшний день негативных моментов, связанных с платной эвакуацией, намного больше, и неизвестно, как скоро этот в общем не плохой инструмент по наведению порядка на дорогах станет действительно эффективным средством, а не видом столичного бизнеса.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram