Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 3(444) от 29.01.2015

Оптимизация смертности

, 23:35

Один из самых конкретных показателей здоровья населения – коэффициент смертности. Было время, когда он уменьшался. Но уже с 2011 г. в Москве он держится на уровне 9,7 случаев на 1 тыс. населения. Нынешние инициаторы реформы здравоохранения, кажется, делают всё возможное, чтобы коэффициент смертности вырос. И он неминуемо вырастет уже в самом ближайшем будущем.

Без врачей и больниц

При прежней «советской» системе здравоохранения, которую сейчас принято называть «раздутой», продолжительность жизни мужчин была на 8 лет больше, чем теперь, а женщин – на 6 лет. «Неэффективная и раздутая советская система» позволила во время Великой Отечественной войны в экстремальных условиях вернуть в строй 85% раненого личного состава», – напоминает зампред Мосгордумы коммунист Николай Губенко.

«В больницах пусто!» – утверждают инициаторы реформы здравоохранения. Но это искусственная пустота: введена талонная система и терапевты работают в качестве диспетчера. Доступ желающих на лечение сильно ограничен. В реальности уже сейчас наблюдается явный дефицит врачей участковой службы – их число в 1,6 раза меньше по сравнению с минимальным расчётным нормативом.Число больничных коек тоже меньше, в полтора раза!

При этом до конца текущего года уже предусмотрена ликвидация 26 городских больниц из 65, в том числе трёх роддомов. Количество больничных коек сократится ещё на 6775 мест, а медицинского персонала – на 7 тысяч человек. В основу оценки деятельности городских больниц положен торгашеский принцип – не по количеству и качеству обслуживаемого населения, а по коммерческим показателям: выработка в рублях на персонал, на 1 кв. метр зданий, на 1 кв. метр земли, плюс ещё доходность койки…

Чтобы снизить градус социального напряжения в связи с ликвидацией больниц и увольнением врачей, московские власти вынесли в Мосгордуму законопроект о предоставлении единовременных выплат попавшим под сокращение медицинским работникам. Законопроект состоит всего лишь из одного предложения: «По решению правительства Москвы отдельным категориям медицинских работников, увольняемых из медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, предоставляется мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты.

«Скорой» не будет?

Размер единовременной денежной выплаты, порядок и условия её предоставления устанавливаются правительством Москвы. В этом коротком тексте – предельно размытые формулировки, отсутствие ответов на вопросы, кто такие эти «отдельные категории» и на каких условиях они будут получать выплаты. «Понятно, что этот закон нужен для того, чтобы легализовать заявление мэра о предоставлении выплат. Но как можно его принимать, не имея никакой конкретики? Как мы можем быть уверены в том, что выплату получат все врачи и даже те, кто не имеет московской регистрации? Это, например, касается 70% врачей «скорой помощи», – обратил внимание коллег руководитель фракции КПРФ Андрей Клычков.

Единороссы, составляющие большинство в Мосгордуме, утверждают, что врачи к своему сокращению «относятся с пониманием» и с радостью бегут на переаттестацию. Однако реальность такова, что сокращение тысяч профессиональных врачей не сможет привести ни к каким положительным результатам, а только к дальнейшей реализации курса на коммерциализацию здравоохранения.

Малообеспеченных забудут

В первую очередь реформа здравоохранения ударит по малообеспеченным, поскольку власти сужают именно сферу бесплатного медицинского обслуживания. Сейчас средняя заработная плата по Москве составляет 70 тысяч рублей. Это как средняя температура по больнице. У кого-то уже ноль – он в морге. А у кого-то 41. В среднем 36,6: вроде нормально. Жить можно. На самом деле 70% москвичей получают чуть более 30 тысяч рублей в месяц.Это значит, что основная масса жителей столицы не способна оплачивать коммерческие услуги здравоохранения. А от бесплатного, гарантированного Конституцией, реформа их фактически отлучает.

Характерно, что широкого общественного обсуждения нововведений, как обычно, не было. Реформы осуществляются узким кругом чиновников, все решения принимаются келейно. Мнения москвичей, медицинской общественности в счёт, конечно, не идут. Есть и конкретное имя, инициатор вдохновитель и организатор так называемой оптимизации здравоохранения в Москве  заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам социального развития Л.М. Печатников. Его немедленной отставки требует КПРФ, но вряд ли только это способно изменить положение дел.

«Мы, депутаты Государственной думы РФ фракции КПРФ, обращались и к мэру Москвы, и к главе столичного департамента здравоохранения, и к министру здравоохранения страны, и к президенту – безрезультатно, – рассказывает Андрей Клычков. – Был направлен депутатский запрос Генеральному прокурору Ю.Я. Чайке с требованием выяснить причины нарушения нормативной базы медицинского обслуживания в Москве. Бесполезно.

Мы требуем представить жителям города информацию о том, какие объекты будут построены на местах сокращённых больниц. Места закрытия больниц – почти всегда элитная земля и богатые, дорогостоящие сооружения. Неужели там будут опять размещены коммерческие структуры, опять торговые центры?». Тех, кто пытается протестовать против смертельных нововведений в системе здравоохранения столицы, московские власти обвиняют в «провоцировании революционных явлений». Однако, похоже, эти явления могут вызвать как раз чиновники, принимающие решения о ликвидации больниц.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram