Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 27(419) от 24.07.2014

Трамвайный бум

, 19:15

Столица продолжает гнаться за европейской модой в сфере общественного транспорта. Москва, которая отстала на несколько десятков лет от таких городов, как Рим, Берлин, Прага, Будапешт, собирается развивать и модернизировать трамвайные сети и системы нового поколения. Однако хорошим темпом Златоглавая похвастаться пока не может.

Впрочем, есть надежда на долгосрочное сотрудничество столичных властей с отечественными и зарубежными заводами, которые производят трамваи. Так, например, уже с июня этого года в городе появились новые полностью низкопольные вагоны серии PESA Fokstrot (у нас вагон-обозначение – тип 71-414), которые совместно производят Уралвагонзавод и польская компания PESA. Прокатиться на таком трамвае можно на маршруте №6 от Братцево до станции метро «Сокол». До конца года в столице должно появиться ещё 70 таких вагонов, а в 2015 г. город должен закупить ещё 50 таких трамваев.

Кстати, по сравнению с вагонами серии КТМ-23 Усть-Катавского завода, которые приобрели в прошлом году для районов «Сокольники» и «Преображенское», польские трамваи будут более вместительные. Если в КТМ-23 вмещается 127 человек при 33 сидячих местах (а полная вместимость при нормативе
8 чел./кв. м 187 пассажиров), то в PESA смогут попасть 184 человека и присесть из них смогут 60. Если же смотреть на максимальную вместимость при всё тех же российских нормативах, то там могут расположиться 255 пассажиров, но кому захочется чувствовать себя словно шпроты в консервной банке? Также в отличие от КТМ-23 в Fokstrot есть система климат-контроля, что опять же делает шаг навстречу пассажирам, которые хотели бы ездить на общественном транспорте, но с тем же уровнем комфорта, как в личном автомобиле.

Вдобавок ко всему в польских трамваях не предусмотрены турникеты, а трёхсекционный вагон даёт войти внутрь через любую дверь, которых здесь четыре штуки, что опять же позволяет ускорить процесс посадки-высадки пассажиров. А чтобы не попасть в лапы к контролёрам, пробить билетик можно через валидаторы, которые установлены в достаточном количестве.

Любопытно, что сейчас городские власти и уральские мастера продумывают механизм локализации производства таких трамваев полностью в России. Предполагается, что в столичном регионе будут создаваться некие технопарки, которые станут делать электронику для вагонов польского образца, а на заводе Уралтрансмаш (дочерней компании Уралвагонзавода) будут производить непосредственно сами трамваи.

Дело хорошее – производить всё самому, лишь бы всё это не превратилось в очередное «Сколково».

Айфон на колёсах

Родные заводы, очевидно вдохновлённые контрактом с Москвой, не так давно уже сами создали прототип современного и полностью российского трамвая, который отвечает запросам современного жителя мегаполиса. В Екатеринбурге всё тот же Уралвагонзавод представил на выставке свою опытную модель трамвая Russia One. Среди разработчиков Уралтрансмаша и компании «Атом» агрегат получил шутливое прозвище – «айфон на колёсах». Всё дело в дизайне – корпус трамвая выполнен из композитного стекла чёрного цвета и снаружи выглядит очень футуристично. Неплохо бы подошёл к чёрному гаджету от Apple.

Стоит отметить, что вагон действительно является полностью российской разработкой. От «варягов» в нём только некоторые части – механизмы дверей и «гармошка».

Кроме того, трамвай оборудован Wi‑Fi, GPS и ГЛОНАСС-навигацией, семью HD‑камерами видеонаблюдения, кондиционером и, как приятное дополнение, антибактериальными поручнями. В зависимости от компоновки в трамвае предусмотрено 28–57 сидячих мест, а его общая вместимость позволяет перевозить до
250–270 пассажиров. Отключение света этому вагону не страшно – он может проехать 50 км на аккумуляторах и развить максимальную скорость до 50 км/ч.

Предполагается, что уже к 2017 г. такой трамвай появится во многих городах России, в том числе и в Москве, что возможно приурочено к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Сами разработчики оценивают рыночную стоимость своего детища примерно в один миллион евро, что примерно в два раза дешевле тех же трамваев, которые Уралвагонзавод производит совместно с польской PESA.

Ты выглядишь так несовременно…

Неважно, какие трамваи, в каком количестве и уж тем более за какие деньги будет покупать Москва, если в городе, прежде всего не будут развивать рельсовую сеть, а также модернизировать старые пути. А с этим в Москве по-прежнему дела обстоят не идеально. На сегодняшний день примерно 40% всех трамвайных путей никак не отделены от дороги. Это создаёт неудобство для посадки-высадки пассажиров. Кроме того, хватает мест, где рельсы подальше от дороги проложить весьма затруднительно.

В 2015–2016 гг. планируется реконструировать ещё 80 км путей, чтобы по ним наконец смогли ездить новые трамваи и использовать все свои преимущества в плане бесшумности и быстрого хода. Хотя, что касается высокой скорости тех же польских трамваев (до 75 км/ч) или же отечественного Russia One, вряд ли их возможности удастся использовать в полной мере. Сегодня средняя скорость трамвая в Москве примерно 12–18 км/ч, и виной тому – всё та же непродуманная организация дорожного движения. Например, большое количество светофоров серьёзно «тормозят» этот общественный вид транспорта. Впрочем, у городских чиновников есть идея создать систему приоритетного проезда перекрёстков для трамвая, но когда её сделают и как она станет работать в реальности, неизвестно – у нас и старые светофоры перенастраивают с большой неохотой.

Также не стоит забывать и об остановках. Зачастую сделаны они так, что низкопольностью трамвая воспользоваться будет не так-то просто. Сначала придётся спуститься с высокого тротуара на проезжую часть, потом по этой самой проезжей части как-то докатить то же инвалидное кресло и потом попросить ещё помочь выдвинуть специальные площадки, по которым можно будет заехать внутрь трамвая. Иными словами – настоящий форт Боярд. Можно вспомнить, как выглядят остановки, например, в Сокольниках. Посреди проезжей части (хоть и огороженной) граждане должны толпиться на небольшом бетонном участочке в ожидании транспорта. Если летом в сухую погоду это ещё терпимо, то зимой в вечную слякоть на дорогах или во время проливного дождя на такой остановке будет, мягко говоря, неуютно. Тем более когда в полуметре от тебя за спиной едут машины, поневоле разбрызгивая всё это на людей.

Если столичные чиновники не смогут решить в комплексе все эти проблемы с трамваем, то в новых моделях будет впору ставить песню Цоя «Ты выглядишь так несовременно рядом со мной» – с намёком на нынешнюю инфраструктуру.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram