Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 21(211) от 03.06.2010

Лифт как частное такси

, 19:02 , Обозреватель отдела Общество

По данным Ростехнадзора, в жилых домах Москвы отработали нормативный 25-летний срок 16 177 лифта (16,3%). В первом квартале 2010 года зафиксировано более 138 тыс. простоев. Замену или модернизацию город проводит со скоростью 1400 лифтов в год, причем проводит не везде. А после завершения программы капремонта город вообще перестанет выделять деньги на лифтовое хозяйство.

«Подавляющее большинство домов с лифтами попало в целевую программу капремонта до 2014 года, – рассказывает пресс-секретарь московского Департамента капремонта жилищного фонда Татьяна Блинова. Разговоры о том, что устаревание опережает модернизацию – фантазии. Нормативный срок работы лифта редко является максимальным. По истечении 25 лет кабину и оборудование диагностируют, и чаще всего выясняется, что все в нормальном состоянии. Максимальный срок эксплуатации этого хозяйства – 35 лет. Как правило, дольше его не используют».

«Даже если где-то лифт работает без диагностики, нельзя сказать, что безопасность жильцов под угрозой, – успокаивает пресс-секретарь «Мослифта» Ирина Барг. – Кабина держится на четырех тросах, это огромный запас прочности. ЧП во время эксплуатации случаются из-за посторонних факторов». Однако, по информации Ростехнадзора, в прошлом году в Москве  произошел один несчастный случай из-за неисправности лифта.

Заграница поможет?

«Даже если выделить на замену всех устаревших лифтов два городских бюджета, средств все равно не хватит», – заявил однажды на заседании городского правительства Юрий Лужков.

Тем не менее в домах, где лифты безнадежно устарели, их, конечно, меняют. Если же оборудование пока еще в сохранности, ему продлевают срок эксплуатации. Соответственно, те жильцы, кому заменят лифт, будут вынуждены купить новый только через 25 лет. А кому-то придется потратиться уже через год-два. Замена всего оборудования в одном подъезде стоит 1–3 млн. рублей.

«Очевидно, что скинуться примерно по 10 тысяч с квартиры могут далеко не все. Граждане не в состоянии решить эту проблему самостоятельно, – комментирует председатель Московского союза ЖСК и ТСЖ, вице-президент Ассоциации кооперативных организаций России Валентин Григорьев. – От нас скрывают, что скоро мы будем вынуждены подниматься домой пешком. В 2008 году был запланирован комплексный капремонт в 247 домах ЖСК. В 2009‑м список сократили до 47, а отремонтировали на данный момент только семь лифтов. Тенденция понятна: власти самоустраняются из жилищно-коммунального хозяйства».

Проблему с лифтовым оборудованием в жилых домах могут решить иностранные компании. Финские или шведские. Их кабины век прослужат. Разумеется, эта техника дороже отечественной. Но она окупится с лихвой. Тем не менее предпочтение обычно отдается лифтам Карачаровского механического завода. Этот производитель является монополистом, поэтому у него, увы, нет стимула улучшать свою продукцию.

Эксплуатация лифта человеком

Техобслуживание лифта возлагается сегодня, как правило, на «Мослифт» либо «МосОтис», а эксплуатацией по задумке властей в перспективе будут заниматься жильцы. Под техобслуживанием подразумеваются, например, запуск кабины в случае ее остановки, связь с диспетчером. Под «эксплуатацией» – комплексный ремонт кабины и оборудования. Если провести аналогию с автомобилем, выходит, техосмотром занимается государство, а ремонтом – сам пользователь.

«Такую ситуацию создали обслуживающие монополисты,  – объясняет В. Григорьев. – Это очень ловкий ход – переложить свои обязанности на жильцов. Мы ничего не понимаем в лифтах и не можем обойтись без подрядчика. И обслуживающая компания – тут как тут. За плату она с радостью готова избавить нас от этой «головной боли». Брать лишние деньги за свои обязанности было бы странно, а за проблемы, которые считаются нашими, – в порядке вещей».

И это еще не все. Сподручные Ростехнадзора зарабатывают еще и на диагностике. Такая проверка только одного лифта стоит порядка 35–45 тыс. рублей. Понятно, почему раньше срок эксплуатации лифта продлевали на 5–10 лет, а теперь – диагностируют ежегодно. «Из жильцов сделают дойную корову», – говорит В. Григорьев. Ростехнадзору ничего не стоит взять да и отключить лифт в любой момент для очередной профилактики или диагностики. Так надзирающий орган использует власть для обогащения «прикормленных» компаний.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram