Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 48(134) от 27.11.2008

Четверо из Баку

, 21:22

 

 

Рядом с памятником человек, за редким исключением, чувствует себя вполне комфортно. А еще памятник (за редким исключением) символичен.

Вот один из примеров. 29 мая 1971 г. на юго-западе Москвы, недалеко от исторической речки Самородинки, открыли памятник 26 бакинским комиссарам. Его автор - азербайджанский скульптор Зейналов.

Жители района имени 26 бакинских комиссаров города Баку преподнесли в дар жителям Москвы гранитную глыбу весом в несколько тонн.

Из 26 комиссаров выбрали лишь - Шаумяна, Азизбекова, Джапаридзе и Фиолетова. Их изобразили со сросшимися затылками. Как бы одна голова, но с четырьмя лицами. Поэтому местные жители прозвали эту странную конструкцию памятником сиамским близнецам.

Путеводители писали: «Их имена никогда не изгладятся в памяти народной». А чтобы и впрямь не изгладились, неподалеку от памятника на одноименной улице открыли в 1977 г. магазин «Польская мода». Это ненадолго усилило паломничество к памятнику. Но прошли времена дефицита, и о памятнике позабыли.

Можно, правда, вспомнить знаменитую былину о Соловье‑разбойнике и Илье Муромце, встреча которых, согласно былине, произошла у «Смородины реки». Для краеведа здесь нет вопроса: речь идет не о московской Самородинке, а о реке на пути между Муромом и Киевом. Да и 26 бакинских комиссаров вряд ли можно уподобить русским былинным богатырям. Что делают они сегодня на окраине Москвы? О чем напоминают и что символизируют? Вероятно - зыбкость и всех идеалов.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram