Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 5(649) 7-13 февраля 2019 13+

Не порти воздух!

, 20:27

В течение последней недели многие СМИ запестрели заголовками о введении платного въезда в Москву. Речь в действительности идёт о другом – частичном запрете передвижения для неэкологичных автомобилей, но кому-то хочется интерпретировать это новшество именно так.

ОГРАНИЧИТЬ использование в Москве неэкологичных машин предложил Совет по правам человека при Президенте РФ, и столичная мэрия ответила согласием.

«Правительство Москвы поддерживает Вашу инициативу, готово оказать содействие в решении вопроса по введению в городе Москве зон с ограничением въезда транспортных средств низких экологических классов в отношении всех транспортных средств, администрируемых средствами фотовидеофиксации, и благодарит Вас за неравнодушное отношение к вопросам улучшения экологии, в том числе в городе Москве», – цитирует письмо Сергея Собянина пресс-центр совета.

Под ограничения подпадают легковые автомобили низких экологических классов – Евро-0, Евро-1, Евро-2 и Евро-3. Таковых в Москве около 40%. На грузовики ограничения должны распространиться в 2021 году. Какие именно районы столицы мэрия объявит закрытыми для излишне пахучих машин, пока не уточняется. Разумеется, на въездах в эти районы не возникнут шлагбаумы с постовыми. Контроль за нарушителями будет осуществляться привычными средствами видеофиксации (нарушитель попадает в поле зрения видеокамеры и получает штраф по почте). Таким образом, многие автомобилисты действительно станут рассматривать штраф как пошлину, а проезд по району – как платную услугу.

Поскольку это нововведение, направленное на защиту прав одних людей, вынужденно создаёт трудности множеству людей, появление негативной реакции на него было более чем предсказуемо. Она не заставила себя ждать. Например, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, лидер партии «Автомобильная Россия», ссылается на Конституцию, которая гарантирует стране единое экономическое пространство и свободу передвижения. При этом депутат сам же одобряет действующие сезонные ограничения для грузового транспорта из-за «раскисания» дорог (водитель грузовика покупает пропуск, и его деньги идут на поддержание дорог в хорошем состоянии).

В. Лысаков соглашается, что московская экология – проблема острая. «Воздух в столице действительно отвратный. Есть данные, что в Москве эти показатели в двести раз хуже, чем в городах Европы, – говорит депутат. – Однако решение мэрии я рассматриваю не как заботу об экологии, а как очередную меру, направленную на то, чтобы на дорогах стало меньше автомобилей. Если государство всерьёз хочет заняться выхлопными газами, то пусть наведёт порядок на топливном рынке. Там полно контрафакта! Несколько лет назад в Москве торговала контрафактом каждая четвёртая заправка. Необходимо вернуть лицензирование в топливную отрасль. Лишь несколько десятков крупных и средних НПЗ в России работают добросовестно, а все остальные – это «бодяжники», которые подмешивают металлосодержащие ядовитые китайские добавки». Таким образом, комплексный подход к решению проблемы выхлопных газов невозможен без федеральных властей.

«Влияние экологии на качество и продолжительность жизни человека многократно доказано, и игнорировать эту проблему крайне легкомысленно, – говорит Николай Пальгунов, президент Гильдии экологов России. – 85–90% загрязнений воздушного бассейна Москвы приходится на автотранспорт. Согласно измерениям, самые неблагоприятные места – вдоль автотрасс. Поэтому и ужесточение требований к экологичности автомобилей, и сокращение их количества на дорогах Москвы я приветствую. Другое дело, что для экологии этого мало – необходимо отказаться от антигололёдных реагентов».

Правил без исключений, как говорится, не бывает. Предполагаются исключения и в этом случае – для техники оперативных служб, спецтранспорта и автомобилей со спецпропусками. Иными словами, государство оставляет за собой право использовать какие угодно машины без учёта их экологического статуса. Остаётся надеяться, что экологичность ведомственной техники будет повышаться, как, например, это происходит со столичным городским транспортом.

«Закупаемые с 2013 года автобусы соответствуют высокому экологическому классу двигателя Евро-5. В настоящее время автобусный парк перевозчика ГУП «Мосгортранс» обновлён на 100%, – сообщает пресс-центр президентского совета по правам человека. – В сентябре 2018 года на дороги Москвы вышел российский электробус – крупнейший проект в области развития экологичного городского транспорта не только в России, но и среди самых больших городов мира, основными преимуществами которого являются полное отсутствие выбросов в атмосферу и движение без шума. В дальнейшем Москва планирует полностью перейти на электрический городской транспорт. Начиная с 2021 года будут закупаться только электробусы. Кроме того, в Москве запущены альтернативные виды транспорта: городской велопрокат, прокат электросамокатов и краткосрочная аренда автомобилей (каршеринг), в результате чего за последние 8 лет выбросы вредных веществ в атмосферу Москвы сократились на 15%».

А если интерпретировать ограничения для неэкологичных машин как повод уменьшить количество авто на дорогах столицы, то и в этом случае найдётся масса сторонников нововведения. Обеспеченность жителей Москвы автомобилями составляет около трёхсот машин на тысячу человек, при этом личные авто занимают примерно 80% дорожного полотна. Пробки не нравятся никому. Необходимо искать и находить компромиссы.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram