Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 17(559) от 04.05.17 13+

Невидимая война в эфире

От радиоигр времён войны до дронов радиоэлектронной борьбы

, 07:42 ,

Связь – ахиллесова пята разведки. Своевременно передать добытую информацию всегда было нелёгким делом. На этом проваливались многие агенты.

Перед Днём радио и Днём Победы обозреватель «АН» попросил рассказать о противоборстве в эфире бывшего сотрудника военной контрразведки, а ныне историка спецслужб подполковника в отставке Павла Степановича Смирнова.

Смерш против «Цеппелина»

С Павлом Степановичем мы познакомились несколько лет назад на выставке, посвящённой 70-летию Смерша. Тогда он стал моим экскурсоводом. Ветеран много рассказывал о музейных экспонатах и подвигах фронтовиков. Особенно тепло говорил о военных контрразведчиках.

Главное управление контрразведки Смерш (сокращённое от «Смерть шпионам!») было создано 19 апреля 1943 года. Тогда, в разгар Великой Отечественной войны, Управление особых отделов из состава НКВД было передано Народному комиссариату обороны. И на его базе организовано ГУКР Смерш. Руководить вновь созданной структурой Сталин назначил комиссара госбезопасности 3-го ранга Виктора Абакумова. Существовали также Управление контрразведки Смерш Наркомата ВМФ, который подчинялся наркому флота Николаю Кузнецову, и отдел контрразведки Смерш Наркомата внутренних дел, который находился под наркомом внутренних дел Лаврентием Берией.

Смерш в самое короткое время стал лучшей контрразведкой мира. – И сейчас, при новой встрече, сразу сел на своего любимого конька подполковник Смирнов. – Только одни его радиоигры чего стоят! С 1943 года и до окончания войны таких радиоспектаклей для введения врага в заблуждение было проведено 186.В ходе них на нашу территорию удалось вывести свыше 400 кадровых сотрудников абвера и гитлеровских агентов, захватить десятки тонн грузов.

Старый контрразведчик прочитал журналисту небольшую лекцию о невидимой войне в эфире между гитлеровской разведкой и советской контрразведкой. В 1942 г. под руководством Вальтера Шелленберга и Отто Скорцени была начата операция «Цеппелин» и создан одноимённый орган. В его задачу входили разведка, диверсии, организация саботажа, террора в СССР.

Но Смерш переиграл «Цеппелин» по всем направлениям. В частности, наши неоднократно устраивали радиоигры, в которых обманывали немцев, выводили на захват их разведгруппы, сообщали ложные данные и так далее. Эти игры проводились не в тиши лубянских кабинетов, а на передовой или вообще за линией фронта, в тылу противника. Поэтому век смершевца на войне был коротким: в среднем всего три месяца. Потом либо ранение, либо смерть. Всего за годы войны четыре сотрудника Смерш были удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза. И все – посмертно.

А начали наши контрразведчики войну в эфире с германскими спецслужбами ещё зимой 1942 года. Первое время эту работу одновременно вели 4-е управление НКВД СССР под руководством П.А. Судоплатова, 1-й (немецкий) отдел 2-го управления, возглавляемый П.П. Тимофеевым, в составе которого функционировало специальное отделение по радиоиграм (начальник – Н.М. Ендаков).

Организуя радиоигры, органы советской контрразведки ставили перед собой оперативную задачу – парализовать работу вражеских спецслужб по основным линиям их деятельности: ведению шпионажа в прифронтовой полосе и на основных транспортных коммуникациях страны (радиоигры «Опыт», «Загадка», «Находка», «Борисов», «Контролёры», «Лесники» и др.); стратегической разведке в промышленных районах Урала, Сибири и Средней Азии (радиоигры «Фисгармония», «Дуэт», «Патриоты», «Тайник» и др.); проведению на территории СССР диверсий и террористических актов против военных, советских и партийных руководителей (радиоигры «Подрывники», «Десант», «Туман» и др.); созданию в Советском Союзе так называемого фронта сопротивления, или «пятой колонны», путём объединения различного рода антисоветского элемента и обеспечения его необходимым вооружением (радиоигры «Монастырь», «Янус» и др.); организации вооружённых выступлений против советской власти в национально-территориальных образованиях СССР (радиоигры «Арийцы», «Разгром», «Тростники» и другие).

– Говорить об этих и других спецоперациях в эфире можно часами, – заключил свою импровизированную лекцию Павел Степанович. – Для примера очень коротко расскажу лишь об одной.

Операция «Опыт» 

В ходе битвы под Курском Смерш провёл успешную радиоигру. Она продолжалась с 17 мая 1943-го по август 1944 года. Работа радиостанции легендировалась от имени разведгруппы германских агентов в количестве 3 человек (радиста «Шадрина», разведчиков «Юденича» и «Сурикова»).

Эти агенты-парашютисты были выброшены в тыл Красной армии в ночь на 8 мая 1943 г. в районе деревни Ключи около станции Касторное. Собранные сведения агенты должны были передавать немцам по портативной рации КВ-диапазона.

Но после приземления германские агенты добровольно явились с повинной в штаб воинской железнодорожной части, после чего были доставлены в УКР Смерш Центрального фронта. На следствии они дали подробные показания о характере полученного задания, известной им немецкой агентуре, подготовленной к выброске в тыл СССР, а также назвали технические данные по радиосвязи. Радист группы «Шадрин» был перевербован и, получив уже наш псевдоним «Николаев», включился в радиоигру.

Первый сеанс связи с противником был установлен 17 мая 1943 г., затем каждые два-три дня радиостанция выходила в эфир и передавала радиограммы с дезинформацией, преследовавшей цель скрыть от германского командования готовившееся наступление Красной армии в районе Курска. В соответствии с планом радиоигры в шифровках, адресованных немцам, указывалось, что в сторону линии фронта проходят эшелоны со строительными материалами, бронеколпаками, колючей проволокой и другими средствами, необходимыми для обороны, а в тылу фронта местные жители и сапёры роют окопы, противотанковые рвы, строят блиндажи, доты и другие оборонительные объекты.

Из поступавших от немцев радиограмм было видно, что противник крайне заинтересован в скорейшем получении сведений о положении в данном районе. Для помощи радисту была выслана группа курьеров. Встретили их 6 чекистов.

В роли радиста выступил начальник 2-го отделения 2-го отдела УКР Смерш Центрального фронта капитан Мурзин. На его вопрос: «Вы не от доктора?» – неизвестный в форме старшего сержанта (агент «Марченко») ответил: «Привет от доктора». После обмена паролями было установлено, что два парашютиста (другой ждал на окраине села) были выброшены в ночь на 23 августа. В задачу агентов входила встреча с радистом, передача ему пакета с деньгами, продуктами и питанием для рации. Продолжая разыгрывать роль радиста, Мурзин вместе с немецким агентом и бойцом, выступившим в роли напарника радиста, встретился с другим курьером (агент «Мамонтов»).

После продолжительного разговора с курьерами и выяснения всех интересовавших контрразведку сведений вновь прибывших по одному направили на разные квартиры и арестовали. А противнику сообщили о благополучном прибытии курьеров и потере ими груза. Поэтому просили прислать питание для рации, фиктивные документы и продукты питания. 27 февраля противником с самолёта был выброшен контейнер с документами, деньгами (100 тысяч рублей), питанием для рации и обмундированием.

Всего за период радиоигры «Опыт» противнику было передано 92 радиограммы, получено 51. Были вызваны на нашу сторону и обезврежены 3 немецких агента. Агент «Шадрин» за успешную работу из-под стражи освобождён и указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1943 г. награждён орденом Отечественной войны IIстепени.

Справка «АН» 

Радиоигра – использование захваченных радистов врага для дезинформации разведывательных органов противника.

За время Великой Отечественной войны в радиоиграх советских спецслужб использовалось более 80 передатчиков немецких агентов. В отдельные моменты велось до 70 операций по радиоигре одновременно. Значимым результатом этих операций стало задержание 400 агентов и кадровых сотрудников немецких спецслужб.

Арсенал наследников фронтовиков

Подполковник Смирнов заметил, что опыт фронтовиков не устарел и сейчас. В эпоху Интернета невидимая война приобрела глобальныйхарактер. И тактику радиоигр успешно применяют в различных конфликтах.

Например, ополченцы Донбасса создали свой Смерш. Он успешно борется с бандеровскими шпионами.

По данным Смерша ополченцев, основную часть агентуры составляли наводчики и координаторы огня, большинство из которых были местными жителями. Они открыто формировали группы в соцсетях, где обменивались координатами выявленных объектов ополчения. Использование Интернета не было «данью моде», эти новоявленные агенты не состояли в технической связи с украинскими разведывательными органами и выдавали информацию просто «в эфир». Лишь через несколько недель к этой деятельности подключились СБУ и военная разведка, которые принялись также через соцсети «раздавать задания».

Вычислить таких интернет-агентов большого труда не составляло, поскольку, как правило, они не удосуживались шифровать свои ip-адреса. Но современные средства коммуникаций можно применять и по-умному. Подполковник Смирнов считает, что использовать Интернет для оперативных игр – это творческое применение опыта сталинского Смерша во время радиоигр с противником. По соцсетям можно посылать не только дезу, но и вести более сложные оперативные комбинации.

У наследников фронтовиков для этого есть всё необходимое. Так, российские воины эфира ещё до конца нынешнего года получат первый беспилотный вертолёт-радиопеленгатор.Новая машина будет с высокой точностью самостоятельно находить шпионские линии связи и передачи информации.

Этот вертолёт-дрон отличается небольшими размерами, поэтому его легко можно разместить в автомобиле и даже перенести на руках. По мнению экспертов, новинка пригодится российским контрразведчикам для борьбы как с боевиками-террористами, так и агентурой зарубежных спецслужб. Она объединяет лучшие возможности воздушных и наземных пеленгаторов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram