Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 14(505) от 14.04.16

Операция «Жемчужная нить»

Как проходит реформа китайских спецслужб

, 09:09 ,

Все изменения в системе безопасности Китая находятся под плотной завесой тайны. Поэтому там мало данных об объявленной лидером КНР Си Цзиньпином радикальной военной реформе. Как она затронула спецслужбы Поднебесной?

Об этом обозреватель «АН» попросил рассказать старого разведчика, полковника в отставке Сергея Ивановича ЛИСИЦЫНА.

Лекция товарища Ли

При всём желании Сергея Ивановича невозможно принять за китайца. Голубоглазый блондин, с типичной рязанской физиономией. Он, по мнению коллег, является одним из лучших знатоков Китая. Лисицын долгие годы работал в этой стране. Там его фамилию сократили на местный манер. И сейчас старые знакомые в шутку называют разведчика товарищ Ли.

Сергей Иванович на темы китайских спецслужб может говорить часами. Он внимательно следит за всеми новыми публикациями по КНР, по крупицам собирает информацию.

– Слышали про операцию «Жемчужная нить»? – ошарашивает Лисицын с порога обозревателя «АН».

Смущённо отвожу глаза в сторону. Спрашиваю:

– Что скрывается за таким поэтическим названием?

Полковник в ответ читает целую лекцию о китайской разведке. Оказывается, эта операция по развёртыванию целой сети легальных (при посольствах) и нелегальных (опирающихся на диаспоры) резидентур. По плану китайского руководства «Жемчужная нить» должна охватить весь мир. Но особенно густо шпионская паутина плетётся китайцами в США, Индии, Японии, на Ближнем Востоке…

В борьбе за мировое лидерство главным противником Китая является Америка. Между разведками двух стран ведётся тайная война. Вот лишь два примера. Недавно, 8 апреля этого года, офицеру военно-морских сил США предъявлены обвинения в шпионаже и передаче секретной информации китайским властям. Капитан-лейтенант Эдвард С. Лин родился в Тайване, прибыл с семьёй в США в возрасте 14 лет и в 2008 году получил гражданство. Служил на базе патрульной авиации флота. Помимо умышленной передачи секретной информации и шпионажа в пользу Китая Лин обвиняется в сокрытии своей поездки за пределы США. Его задержали при попытке тайно вылететь в другую страну. Сейчас расследованием этого громкого шпионского дела занимаются Служба криминальных расследований ВМС США и ФБР.

– Янки тоже используют китайских перебежчиков, – достал стопку иностранных газет полковник Лисицын. – Вот что пишут западные СМИ. Оказывается, брат находящегося под следствием высокопоставленного китайского чиновника Лин Ваньчэн передал спецслужбам США секретную информацию о процедуре принятия решения о применении ядерного оружия, мерах по обеспечению безопасности первых лиц страны и внутреннем устройстве правительственной резиденции Чжуннаньхай.

Это стало крупнейшей утечкой китайской секретной информации через перебежчика, как минимум, с 1985 года. Говорят, что китайские спецслужбы пытались выкрасть или убить предателя, но пока безуспешно. Сейчас он находится под особой охраной.

Мнение эксперта

Как считает известный американский специалист в области шпионажа и контрразведки Дэвид Уайс, КНР, став мощной экономической державой, может наравне конкурировать с ЦРУ, и Вашингтон недооценил этот факт. Пока американская контрразведка боролась с главным врагом – КГБ и его преемницей – российской разведкой, китайские спецслужбы глубоко пустили корни в США. Они даже сумели проникнуть в сердце ФБР. В течение многих лет там работала Катрина Лэн, которая оказалась информатором и двойным агентом.

Секреты киберразведки

От войны китайских и американских спецслужб Сергей Иванович переходит к анализу реформы системы безопасности КНР. По его словам, она является самой крупной с момента создания Китайской Народной Республики. Её цель можно сформулировать кратко – к 2020 году Китай должен быть готов к войне за пределами собственных границ. Поэтому и понадобилась операция «Жемчужная нить». Ведь впереди войск всегда идёт разведка.

– Что конкретно меняется в системе китайских спецслужб? – спрашиваю Лисицына.

– Многое, – усмехается полковник. – Детали реорганизации китайцы, понятное дело, держат под строжайшим секретом. Впрочем, они интересны только специалистам…

Старый разведчик стал рассказывать об основных тенденциях реформы китайских спецслужб. Одна из главных – уменьшение роли генерального штаба НОАК.Раньше в него входило Центральное управление охраны – примерный аналог российского ФСО, но с расширенными полномочиями в части оперативной работы. Теперь оно вместе с Центральным полком охраны, некоторым подобием нашего Кремлёвского полка, будет самостоятельным ведомством и подчиняться лично председателю КНР.

– Си Цзиньпин боится военного переворота? – спросил обозреватель «АН». – Тогда почему по примеру Путина он не создаст китайскую нацгвардию?

– У Китая свой путь реформ, – ответил полковник. – Но в области кибершпионажа они копируют американцев.

До реорганизации в китайский генштаб входили наряду с традиционным Вторым управлением (разведка), также гигантские Третье управление (радиотехническая и киберразведка) и Четвёртое (РЭБ и проведение подрывных операций в компьютерных сетях). Теперь их выделят в особое ведомство, схожее с американским АНБ. Оно, как и американцы, будет заниматься кибершпионажем по всему миру. И назовут новый род войск – Войска стратегического обеспечения.

– Говорят, Пентагон боится китайских хакеров так же, как русских ракет стратегического назначения. Помните, какую шумиху подняли США, когда выдвинули обвинения в кибершпионаже в отношении пяти китайских офицеров? – высказался журналист.

– Пожалуй, соглашусь с вами, – отозвался полковник Лисицын. – Речь ведь идёт не об отдельных хакерах. Впервые такие обвинения выдвинуты против государственных служащих КНР. По моим сведениям, фигурантами дела стали офицеры Третьего управления Генштаба китайской армии Ван Дун, Сунь Кайлян, Вэнь Синьюй, Хуан Чжэньюй и Гу Чуньхуэй. Все они служат в суперсекретной воинской части №61398 Народно-освободительной армии Китая. Американское ЦРУ считает, что это Центр военных хакеров, который специализируется на компьютерном шпионаже. В рамках проходящей реформы китайские власти намерены в ближайшее время резко ужесточить контроль над интернет-пространством, приняв закон о кибербезопасности. Новые правила, регулирующие передачу информации в Интернете, обяжут провайдеров следить за тем, что пишут пользователи, и дадут китайскому руководству на местах право отключать от Всемирной паутины целые регионы. Документ стал последним в серии подготовленных Пекином резонансных законов в области внутренней безопасности, за которые председателя КНР Си Цзиньпина уже сравнивают с Мао Цзэдуном.

Чтобы показать всю серьёзность своих намерений поставить под жёсткий контроль киберпространство, министерство общественной безопасности КНР уже направило в крупнейшие интернет-компании страны подразделения интернет-полиции. В их обязанности входит «оперативное пресечение незаконной активности и слухов», а также «активная защита пользовательских данных». До этого ответственность за эти задачи возлагалась на сами компании.

Справка «АН»

Служба в госбезопасности считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых в Китае. Численность её сотрудников на сегодняшний день превышает 300 тыс. человек. Для проведения особо важных мероприятий (как за рубежом, так и внутри страны) при МГБ были созданы свои военные части «народной стражи» и диверсионная команда «Цзюй №5».

Тайны сжатого кулака

В последнее время китайские лидеры не только охотно перенимают всё лучшее и самое современное, но не брезгуют и опытом других стран. По примеру СССР в КНР решили создать КГБ. Но он, конечно, будет со своей, китайской, спецификой.

Руководить этой структурой будет непосредственно китайский лидер – Си Цзиньпин.

В Пекине считают, что КГБ поможет усовершенствовать системы и стратегии обеспечения национальной безопасности и социальной стабильности. Это отмечается в коммюнике партии по итогам Пленума. Товарищ Ли эти сухие строки официального документа прокомментировал древней китайской поговоркой о том, что крепко сжатый кулак бьёт больнее растопыренных пальцев.

Сергей Иванович привёл мнение директора антитеррористического центра в Китайском институте современных международных отношений Ли Вэя, «новый комитет будет разрабатывать стратегию и координировать работу государственных органов по противодействию внутренним терактам и решению территориальных споров за пределами страны – в частности, в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях». Другие эксперты сравнивают китайский КГБ с Советом по национальной безопасности США, помогающим президенту и правительству вырабатывать соответствующую стратегию и тактику в сфере национальной безопасности.

В ответ обозреватель «АН» вспомнил оценку китайской разведки, которую дал ей бывший начальник Аналитического управления КГБ СССР генерал-лейтенант в отставке Николай Леонов:

– Думаю, что она, как и китайские спортсмены на Олимпиаде, стоит на одном из призовых мест. Специфичность работы с Китаем состоит в том, что информация по этой стране всегда была более дефицитна, чем по другим странам. А объясняется это тем, что в период формирования Китайской Народной Республики в 1949–1951 годах руководство СССР по непонятному доброхотству приказало отдать руководству КНР всю агентуру, которую наша разведка завела на территории Китая за долгие годы войны с японцами и во время Второй мировой войны. Это была очень обширная агентурная сеть. Её отдали. Ни один из наших агентов больше белого света не увидел. Все они исчезли. Поэтому в послевоенное время мы остались без своих источников информации в Китае. Это была профессиональная трагедия.

– На кого обрушится китайский сжатый кулак? – спросил обозреватель «АН» полковника Лисицына в конце нашего разговора. Тот неопределённо пожал плечами:

– Операция «Жемчужная нить» в самом разгаре.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram