Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 25(417) от 10.07.2014

Беруши для электронных ушей

Почему Агентство национальной безопасности (АНБ) США не прослушивает Кремль

, 19:40 ,

Громкие скандалы вокруг прослушки иностранных лидеров продолжают сотрясать западную прессу. После разоблачений бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена стало известно, что АНБ США прослушивало не только миллионы простых пользователей связи, но и 35 глав зарубежных государств. В их числе даже верный союзник Америки канцлер ФРГ фрау Меркель.

Спецслужбы США занимаются слежкой по всему миру. Но главный интерес для них представляют Китай и Россия. Кто и как оберегает нашу страну от американских электронных ушей? На этот вопрос обозреватель «АН» попросил ответить специалиста в сфере защиты правительственной связи и информации, полковника в отставке Николая Владимировича ВЕТРОВА.

Тайны секретной связи

Мы познакомились в тихом московском переулке. По приказу руководителя тогдашнего Федерального агентства правительственной связи и информации РФ полковник Ветров сопровождал настырного журналиста по особо секретному объекту – Центру специального назначения правительственной связи.

Признаюсь, в тот момент я был страшно горд, что после многодневных переговоров, всяческих согласований и проверок первым из пишущей братии попал на такой засекреченный объект. Каково же было моё разочарование, когда даже на самых тайных подвальных этажах Центра увидел не крутых спецназовцев типа Рэмбо, а скромных, симпатичных девушек и женщин в военной форме.

– У секретной связи – женское лицо, – увидев моё удивление, сказал тогда Николай Владимирович.

Правда, в Абхазии, Чечне, других горячих точках, где бывал в журналистских командировках, экипажи машин ЗАС – засекреченной связи – составляли в основном мужчины. Слабый пол по полной программе, как пояснили специалисты Центра, используется на восьмичасовых дежурствах в столице и других крупных городах.

– На прослушке телефонных разговоров? – спросил я в ту экскурсию полковника Ветрова.

Тот только укоризненно посмотрел на корреспондента и ничего не ответил. Что-что, а тайны в этом ведомстве хранить умеют. Но после посещения суперсекретного объекта тогдашнего ФАПСИ я перестал ругаться матом по телефону. Крепкие выражения, по моему мнению, не для женских ушей.

Сейчас полковник Ветров уже на заслуженной пенсии. Но он не потерял связей с «родной конторой».

Технические данные

Планшет оснащён двухъядерным процессором частотой 1 ГГц, 1 ГБ оперативной памяти, двумя камерами (0,3 и 5 mp), навигацией, всеми современными модулями связи: 3G, Bluetooth, Wi-Fi, GPRS, EDGE, GSM и т. д. По размерам устройство «чуть толще iPad». Планшет рассчитан на работу под водой на глубине до 1 метра в течение 30 минут, защищён от пыли, падений с высоты до 2 метров, работает при температуре до +55 градусов.

Как пояснил обозревателю «АН» полковник Ветров, ЦНИИ ЭИСУ занимается военно-экономическими исследованиями, разработкой информационных технологий военного и двойного назначения, а также модернизацией и развитием технических основ систем управления и связи. Кроме нового планшета, у института есть и другие наработки. Одна беда: слишком долго они идут к потребителям.

Мобильники по-прежнему болтливы

К новой встрече с полковником Ветровым обозреватель «АН» основательно готовился. Пришлось даже собрать целое досье по интересующим меня вопросам. В нём не только оценки российских экспертов, но и переводы из зарубежной прессы. Например, немецкие СМИ недавно сообщили, что специально для канцлера Германии после скандала с американской прослушкой был изготовлен мобильный телефон BlackBerry Q10, который снабжён специальным защитным устройством – так называемым крипточипом фирмы Secusmart. Чип стоит 2,5 тыс. евро.

Теперь немцы гордятся, что Ангела Меркель стала обладателем уникального мобильного телефона с повышенной степенью защиты. Его называют «меркелефон». Тонкий и изящный, новый мобильник уже прошёл испытания Федерального ведомства по безопасности и информационной технике.

«Меркелефон» разработан на базе мобильного телефона Samsung Galaxy S3 и только что был допущен к использованию в германских ведомствах и учреждениях. Как сообщило АО «Немецкий телеком», которому выпала честь оснастить канцлера «чудо-прибором», мобильник официально зарегистрирован для степени безопасности «секретный документ – только для внутреннего пользования».

В ответ на мой пересказ немецкой прессы полковник Ветров лишь скептически усмехнулся:

– На каждый болт есть гайка со специальной резьбой.

Обозреватель «АН» вынужден был с ним согласиться. Действительно, новый мобильный телефон канцлера Германии Ангелы Меркель, оснащённый новейшей системой защиты, не гарантирует конфиденциальность телефонных переговоров председателя немецкого правительства, пишет газета Bild со ссылкой на сотрудника спецслужбы.

По данным издания, которое ссылается на одного из сотрудников спецслужб США, раскодировать системы защиты BlackBerry Q10 не представляет никакого труда для специалистов Агентства национальной безопасности (АНБ).

Тот же сотрудник американских спецслужб сообщил Bild, что системы дешифровки, используемые АНБ, на шаг опережают технологии защиты, внедряемые разработчиками ПО для мобильных телефонов. «Технические изменения сотовых телефонов не мешают нашей работе», – заявил он.

Со своей стороны, представитель компании Secusmart,которая занимается разработкой систем кодирования мобильных телефонов, заявил, что метод шифрования, используемый в телефонах BlackBerry Q10, способен защитить от всех видов атак. Благодаря ему телефонные разговоры и сообщения канцлера будут зашифрованы. Газета отмечает, что из мировых лидеров помимо Ангелы Меркель телефоном BlackBerry пользуется Барак Обама.

– Барак, конечно, не дурак, – почти стихами ответил Николай Владимирович. – Но президент США зря болтает по мобильному телефону. Путин не имеет мобильника, и правильно делает.

Справка «АН»

Беруши (БЕРегите УШИ) – приспособления, вставляемые в слуховые проходы ушей, защищающие от шума, попадания воды и посторонних предметов. Также называются противошумными вкладышами.

И мы не лыком шиты

Обозреватель «АН» не согласился со специалистом в области информационной безопасности:

– Путину можно общаться без мобильника. На него работают тысячи специалистов правительственной связи, лучшие шифровальщики страны, а куда бедному крестьянину податься? Ведь не только президенту, премьеру и министрам нужны закрытые от прослушки каналы связи. Например, военным…

В ответ Ветров достал из портфеля распечатанный на принтере листок бумаги и стал зачитывать из него цитаты. Оказывается, недавно в России создана мобильная операционная система «РоМОС», которая предотвращает утечку информации. Об этом 3 июля заявил заместитель генерального директора по развитию Центрального научно-исследовательского института экономики информатики и систем управления Дмитрий Петров.

По его словам, новинка подразумевает отсутствие утечки информации, исключает различные закладки, а также делает невозможной установку шпионского программного обеспечения и «прослушку».

Главной отличительной чертой отечественной разработки является то, что открытый сертифицированный код исключает наличие закладок.

«Наличие любого западного «вендора» автоматически подразумевает возможность управления данными или снятия какой-то информации», – отметил Петров.

Кроме того, на устройства, где стоит эта система, можно устанавливать программы, которые не могут получить доступ к персональным данным пользователя.

– Эту операционную систему отличают защищённый выход в Интернет и встроенная защита от вредоносных и шпионских программ, – цитирует Николай Владимирович Дмитрия Петрова.

«Новый российский планшет оснащён не только отечественной ОС, но и «умной» кнопкой, которая позволяет в любой момент физически отключить модули, способные передавать информацию (динамик, микрофон, камера, GPS, 3G, Bluetooth)», – сообщил Петров.

Он отметил, что в настоящее время представлены две конфигурации этого планшета: обычная и сделанная исключительно для Минобороны – в специальном ударопрочном корпусе.

«А вообще, все силовые ведомства, которые работают с конфиденциальной и секретной информацией, заинтересованы в таких устройствах. В среднем каждое силовое ведомство заинтересовано в тестировании 10–20 опытных моделей», – сказал Дмитрий Петров.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram