Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 50(392) от 26.12.2013

Дед Мороз в зелёной фуражке

, 19:09

30 декабря 1993 г. произошло весьма значимое событие – президент подписал Указ «О создании Федеральной пограничной службы – Главного командования Пограничных войск Российской Федерации». ФПС России впервые в отечественной истории стала самостоятельным федеральным органом исполнительной власти.

Первым директором ФПС – Главнокомандующим Пограничными войсками в ранге федерального министра был назначен Андрей Иванович НИКОЛАЕВ. Накануне юбилея с ним встретился обозреватель «АН» и взял это интервью.

Первыми встречают, последними провожают

– Андрей Иванович, первыми в нашей стране Новый год встречают пограничники на острове Ратманова. «Зелёные фуражки» последними провожают его на российско-польской границе в Калининградской области. Как обычно это происходит на заставах? Не мешает ловить шпионов праздничная расслабуха?

– Шпионов, нарушителей границы надо ловить в любой обстановке. Для пограничников праздник – дополнительная нагрузка. И пусть не обольщаются те, кто считает, что в новогодние дни проще нарушить государственную границу. Никакой расслабленности нет. Наоборот, происходит усиление сил и средств по охране границы. На боевую службу выходят дополнительные пограничные наряды. Наши корабли – в море, самолёты и вертолёты, поддерживающие пограничников, – в воздухе. Конечно, на пунктах пропуска дежурят усиленные смены пограничного контроля. Ведь на эти дни приходится пик въезда и выезда. Туристы прибывают в нашу страну, соотечественники отправляются за рубеж. Поэтому работы резко прибавляется. Особенно сейчас, перед новогодними каникулами.

– Военные по этому поводу шутят, что любой праздник для офицеров всё равно что скачки для лошадиной тройки: гривы в лентах, а бока в мыле. Как же пограничники в такой обстановке ухитряются встретить Новый год? Вам приходилось когда-нибудь отмечать праздники на границе?

–Да, два раза. Особенно запомнились новогодние праздники на российско-финской границе. Мороз! На Севере в эти дни природа особенно красива… На заставах, или, как сейчас говорят, в отделениях охраны государственной границы, накрывается праздничный стол с безалкогольными напитками. Пограничники, которые не на боевой службе и не подняты по тревоге, встречают Новый год в кругу семьи, у традиционной ёлки. Тут, наверное, без шампанского не обходится.

Однажды мне довелось встречать Новый год на пограничной заставе в Абхазии. Тогда шёл дождь. И вместо ёлки лампочками украсили мандариновое дерево. До сих в памяти необычная деталь – Дед Мороз в расшитом бумажными снежинками ватнике и в зелёной пограничной фуражке. Это начальник заставы так поздравлял своих боевых товарищей. Двадцать лет назад вы стали «главным пограничником» страны. Почему выбрали именно вас? Вы были хорошо знакомы с президентом?

–По Конституции «главным пограничником» считается президент России. Тогда был Ельцин. Сейчас Путин. Он лично отвечает за безопасность страны и пограничную политику. А главнокомандующий погранвойсками – это исполнитель решений президента России. Кстати, до назначения на должность я с Ельциным ни разу не встречался.

Равняясь на отца

– Товарищ генерал армии, у вас за плечами блестящая военная карьера. Редко кто из офицеров три воинских звания (капитан, подполковник, полковник) получил досрочно. Вы, наверное, с детства мечтали стать военным? Почему же тогда после школы сначала поступили в Московский институт электронного машиностроения?

–Я всегда хотел быть военным человеком. Тут, конечно, главную роль играл пример отца. Он – фронтовик, в 22 года уже командовал полком в Великую Отечественную, ушёл из жизни в звании генерал-полковника с должности первого заместителя начальника Генштаба. За руководство работами по созданию «ядерного чемоданчика» стал лауреатом Ленинской премии. Умер в 1985 году. Мама – поэтесса. Сейчас в свои 88 лет осваивает компьютер. И это несмотря на проблемы со зрением. Вот и меня не миновала близорукость. Поэтому по настоянию отца после школы я пошёл на факультет полупроводникового и электровакуумного машиностроения. Кстати, учился на одном курсе с будущим руководителем Федеральной службы безопасности Николаем Дмитриевичем Ковалёвым. Спустя год прошёл медкомиссию и решил стать офицером. С отличными результатами закончил военное училище и военную академию, потом знаменитые курсы «Выстрел» и академию Генерального штаба.

Служил в самых разных местах. Развал Советского Союза застал на Украине, где командовал 1-й гвардейской армией. Предложили принять украинскую присягу. Категорически отказался. В России поступали более мудро и советских офицеров не заставляли присягать дважды. В феврале 1992 года меня перевели в Калининград командовать 11-й гвардейской армией и одному из первых российских генералов присвоили очередное воинское звание генерал-лейтенант.

– Жаль, что ваш отец не увидел вашей стремительной карьеры в Генштабе. Ведь меньше чем за год вы догнали его в должности и стали первым заместителем начальника Генерального штаба. Почему тогда ушли из армии и в августе 1993 года стали командующим Пограничными войсками – заместителем министра безопасности России?

– Всегда придерживался правила: на службу не напрашивайся, от службы не отлынивай. Поэтому приказ прибыть на Лубянку воспринял как человек с погонами на плечах. Тем более впереди было очень трудное, но интересное дело: создавать самостоятельную, новую, по сути дела, государственную структуру.

Приоритеты пограничной политики

– Поначалу пограничники таких новых коллег с юмором называли «арбузами». Мол, сверху зелёная фуражка, а внутри осталась армейская, с красными петлицами сущность. Каким, на ваш взгляд, должен быть современный пограничник?

–Люди, пришедшие на границу из армии, на шутки не обижались. К тому же быстро доказали, что могут приносить реальную пользу. Например, из бывшего командира разведроты очень скоро получался отличный командир пограничной мотоманёвренной группы. И всё же России нужны были офицеры-пограничники – профессионалы новой формации. Бесспорно, в случае крайней необходимости они должны с оружием в руках защищать свою страну. Но не это их главная функция. Их основная задача не столько задержание, не столько возмездие, сколько предотвращение самой возможности незаконных действий: в первую очередь невоенными средствами.

Так это задача политиков и дипломатов. При чём здесь офицер в зелёной фуражке?

–Не согласен с вами. Я глубоко убеждён, что нынешний пограничник должен быть дипломатом, экономистом, юристом, администратором, разведчиком, контрразведчиком, а в случае необходимости – хорошо подготовленным воином. При создании ФПС России мы поняли, что опираться в системе подготовки кадров на Минобороны, без учёта специфики пограничной службы, – дело бесперспективное. Но своих образовательных учреждений у пограничников на тот момент явно не хватало. Именно поэтому в ФПС России в кратчайшие сроки была создана собственная система подготовки кадров. Люди решают всё. И пограничники это доказывают на деле.

– В последнее время в армии появляются новые ракетные комплексы, на флоте – стратегические атомоходы. Какая современная техника сейчас поступает пограничникам?

– В первую очередь это специальная техника, необходимая для охраны государственной границы: лёгкие бронированные колёсные машины повышенной проходимости, легкомоторная авиация, небольшие патрульные вертолёты, беспилотники, быстроходные корабли и катера, способные в первую очередь выполнять чисто охранные функции, разнообразные технические системы объективного контроля…

– Президент Путин 20 декабря этого года особо отметил роль пограничников в охране северных рубежей. Почему такое внимание нынче уделяется Арктике?

–Сейчас это один из приоритетов пограничной политики России. Но и раньше государственно мыслящие люди никогда всерьёз не обсуждали вопрос, зачем нам нужен Север. Они не спешили убирать пограничников с самых суровых рубежей. Теперь борьба за Арктику – кладезь природных богатств – обостряется с новой силой. Надо сказать, что в мирной обстановке именно экономическая сторона занимает в деятельности пограничников главное место.

Товарищ генерал армии, после ухода в запас вы дважды избирались депутатом Государственной думы, были в ней председателем Комитета по обороне. Какой вам видится граница XXI века не как военному, а как политику?

– Сегодня Россия граничит с 16 государствами. Это огромная полоса приграничных районов по всему периметру Российской Федерации. Мы стремимся, чтобы она функционировала по законам взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства, стала буфером безопасности как для России, так и для её соседей. И если эффективно реализовать потенциал пограничного сотрудничества, появится достойная альтернатива существующим и потенциальным военным блокам, в том числе и НАТО.

– Андрей Иванович, чтобы вы пожелали в Новый год миллиону читателей газеты «Аргументы недели»? Какие ваши любимые новогодние тосты?

–Здоровья, мира и благополучия всем в новом году. А за праздничным столом я произнесу три традиционных тоста: за Новый год, за тех, кто на границе, и за тех, кого уже нет с нами…

«Справка «АН»

Протяжённость границ России составляет 61 031,29 километра. Площадь исключительной экономической зоны Российской Федерации равна 9 млн. кв. километров. Ещё более значительную площадь занимает континентальный шельф нашей страны. Более 60 млн. человек пересекают границу России ежегодно. Из них 28 млн. – иностранцы. За последние годы наши соотечественники посетили более 180 стран мира. У нас же официально побывали представители свыше 190 государств.

Указом президента численность Пограничных войск России определена в 250 тыс. человек. Сейчас на границе нет солдат срочной службы. Это главное отличие от Вооружённых сил. Основное внимание уделено подготовке офицерских кадров. Только на начальном этапе формирования ФПС России на укомплектование вакантных должностей в Пограничные войска из Вооружённых сил Российской Федерации перешли 7,5 тыс. офицеров.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram