Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 19(361) от 23.05.2013

Под прикрытием посольства

Как работают сотрудники спецслужб в статусе дипломатов

, 19:20 ,

На днях из Москвы выслан разоблачённый органами ФСБ сотрудник ЦРУ Райан Фогл. Но шпионский скандал на этом не закончился. Официальные представители российской контрразведки назвали имена и других американских дипломатов, пойманных на попытках вербовки офицеров российских спецслужб. Впервые в прессу попала фамилия главы резидентуры ЦРУ в Москве – Стивена Холла.

Прокомментировать эти шпионские игры обозреватель «АН» попросил ветерана советской и российской разведки Яна Казимировича Барановского.

«Джеймс Блонд» и другие клоуны из цирка ЦРУ

Над попавшимся с поличным третьим секретарём политического отдела посольства США Райаном Фоглом уже столько потешались в прессе, обзывая его и клоуном ЦРУ, и «Джеймсом Блондом» из-за светлого парика, что рука не поднимается бросить в него очередной камень. Тем более что объявленный персоной нон грата дипломат-шпион уже не будет работать в России.

Не сможет вредить нам в Москве и оперативный работник ЦРУ Бенжамин Дилан. Он тоже работал под прикрытием в должности третьего секретаря, но другого – экономического отдела посольства США. И точно так же попался с поличным на неудачной вербовке сотрудника российской спецслужбы. Поэтому, как и Фогл, 11 января этого года он был объявлен через МИД России персоной нон грата и 15 января покинул нашу страну.

А вот несмотря на публичное обнародование личности главы резидентуры ЦРУ в Москве, Стивен Холл пока остаётся руководить шпионским гнездом,давно свитым под крышей посольства США. Почему?

В ответ на этот вопрос полковник в отставке Барановский лишь усмехнулся:

– Имя главного иностранного шпиона в стране – тайна только для широкой публики. А для хорошей контрразведки – это секрет Полишинеля. И если он не особенно наглеет и не переступает своеобразную «красную черту» – его не трогают. С ним мирятся, как с неизбежным злом.

– Но почему сейчас ФСБ засветила не только Фогла и Дилана, но и публично назвала имя их начальника?

Ян Казимирович развёл руками:

– Трудно сказать. Думаю, это не шпионские, а политические игры.

В Кремле раздувают антиамериканскую истерию, чтобы прикрыть уступки Вашингтону? – настаивал обозреватель «АН». – Потому и принесли в жертву этого клоуна Фогла.

И тут старый разведчик резко возразил журналисту:

– Не говорите, чего не знаете. Шота Руставели верно заметил: каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. А Фогл далеко не клоун, и ЦРУ – не цирк. Это серьёзные ребята, опасные противники.

Справка «АН»

Сколько шпионов ловят органы госбезопасности? Недавно опубликована уже рассекреченная статистика второй половины 80‑х – начала 90-х годов. Только с 1985 г. выдворены из страны тринадцать разведчиков московской резидентуры ЦРУ, захваченных с поличным при совершении шпионских акций. Также в это время разоблачены и привлечены к уголовной ответственности более двадцати агентов ЦРУ из числа граждан СССР и России. Засвечены более тридцати находившихся у нас американских разведчиков. Они попали на страницы средств массовой информации как замешанные в подрывных акциях.А вот последние данные, которые приводил на закрытой коллегии ФСБ президент Путин. Оказывается, в прошлом году российская контрразведка предотвратила 6 терактов, пресекла деятельность 34 кадровых сотрудников и 181 агента зарубежных спецслужб, 12 из них были взяты с поличным.

Ошибки подчинённых резидента Холла

В ответ на критику обозреватель «АН» достал английскую газету и стал зачитывать из неё выдержки:

«Вчера неудобное положение, в которое попал носящий парики агент ЦРУ по кличке Блондин, усугубилось: обнаружилось, что его задержал именно тот офицер ФСБ, которого он пытался завербовать», – иронизирует Уилл Стюарт в статье в TheDailyMail.

«Над агентом под прикрытием, дипломатом Райаном Фоглом, безжалостно издевается весь Интернет в России и на Западе из-за его очевидно любительского, мальчишеского подхода к шпионажу в Москве», – пишет издание.

Полковник Барановский газетной иронии не разделил:

– После провала издеваться можно по всякому. Но Фогл далеко не любитель-мальчишка. А санкцию на вербовку за миллион долларов даёт даже не резидент в Москве, а самое высокое начальство в Лэнгли. Но, видимо, аналитики ЦРУ просчитались, планируя эту операцию. Не все пока в России продаются и покупаются. Даже за миллион «зелёных».

Я согласился с ветераном:

– И это главная ошибка резидента Холла и его парней. Видно, не слышали они шуточную песню Владимира Высоцкого: «Враг не ведал, дурачина, тот, кому всё поручил он, был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин». Впрочем, шутки в сторону. Говорят, за такие деньги американские шпионы пытались завербовать не майора, а генерала контрразведки, отвечающего за Северный Кавказ. А на видео спецслужб Фогла мордой об асфальт укладывает молодой мужик в шортах. На пузатого генерала никак не похожий…

– Генералы тоже разные бывают, – улыбнулся Ян Казимирович. – После войны нашим резидентом в Америке был молодой генерал-фронтовик. Так он работал под прикрытием личного водителя советского военного атташе. Возил собственного заместителя и оставлял агентов ФБР в дураках.

– Нынешнему резиденту ЦРУ в России Стивену Холлу так глубоко конспирироваться и в голову не приходит. Но почему он разрешил своему оперативнику Райану Фоглу назначать встречу с объектом вербовки по телефону? –недоумевал журналист.

– И снова ошибка от самонадеянности. Теперь церэушники недооценили технические возможности нашей контрразведки. А запись телефонного разговора Фогла с нашим офицером она сделала чётко, – сказал полковник Барановский.

Обозреватель «АН» продолжал недоумевать:

– При задержании у Фогла обнаружили смешные «специальные технические средства»: компас и карту. Он что, в «Зарницу» собирался играть или бойскаутское детство в родной Вирджинии вспомнил?

– Зря смеётесь, – осадил журналиста Ян Казимирович. – Компас и атлас Москвы в незнакомом парке помогали ориентироваться на местности. Тем более по инструкции на встречу с источником нельзя брать никакие электронные приборы. По ним наши технари из Управления «К» легко определяют местонахождение нужного объекта. Поэтому единственной хоть сколько-нибудь высокотехнологичной вещью из найденных у Фогла стал конверт RFIDShield, который используется для защиты документов и карт с бесконтактными чипами от несанкционированного считывания.

Тайны «Волшебного королевства»

Разведчики-дипломаты, чтобы запутать чужую наружку, нередко меняются на время автомобилями, одеждой и… даже лицами. В ЦРУ для этой цели существует специальный отдел, который сами шпионы в шутки прозвали «Волшебным королевством». По словам Яна Казимировича, подобное подразделение технического обеспечения всегда существовало и у нас. Ветеран вспоминает, как в одном из секретных НИИ, подчинённом Лубянке, изготовили маски из тонкого натурального латекса на некоторых работников нашей резидентуры.

Подобные приёмы использовали также и американцы. Например, бывший начальник 1-го отдела Второго Главного управления КГБ СССР генерал-майор Рэм Красильников в своей книге вспоминает об этом так.

К началу перестройки, в 1985 году, в СССР специально для разведывательных нужд из США доставили в московское посольство несколько автомашин с затемнёнными стёклами. И кроме того, манекены, имитировавшие сотрудников посольства, и даже маски для лиц – наподобие тех, какими пользовался Фантомас в знаменитом французском фильме. Американские разведчики рассчитывали с их помощью, как говорится, водить за нос нашу службу наружного наблюдения. И с этой целью применялись самые различные камуфляжи.

Например, манекен разведчика-агентуриста, который намечал провести встречу с московским агентом, демонстративно вывозили в противоположном направлении в обычной машине. Сам же агентурист в автомобиле с затемнёнными стёклами уезжал совсем в другую сторону. С этой же целью, чтобы отвлечь внимание контрразведки, использовались и маски.

Так, бывший «второй секретарь» посольства маскировал свою внешность с помощью парика и накладных усов. Его коллега, работавший в такой же должности, любил наряжаться под рабочего и носил тёмные очки. А один из «атташе» посольства даже переодевался в женское платье – в таком наряде он проводил шпионские операции.

Как и Фогл, к хитростям с париками и переодеванием прибегала и кадровая сотрудница ЦРУ Марта Петерсон, действовавшая под прикрытием вице-консула посольства США в Москве. Вечером она отправилась закладывать тайник, предназначавшийся для агента Тригон (Александр Огородник, личный референт министра иностранных дел СССР, известный по фильму «ТАСС уполномочен заявить» под псевдонимом Трианон).

...Запарковав служебную автомашину у кинотеатра «Россия», она торопливо вошла в зал. Шпионка в белом уселась в кресло у запасного выхода и минут десять делала вид, что следит за происходящим на экране. Убедившись, что вокруг всё спокойно, Петерсон поверх платья натянула чёрные брюки и такого же цвета пиджак, наглухо застегнулась и распустила собранные в пучок волосы.

За пару минут «женщина в белом» стала «женщиной в чёрном». Но маскарад ей не помог. За ней продолжали следить.

Шпионку взяли с поличным. А именно – в момент закладки Петерсон булыжника в тайник. Там обнаружили инструкции, вопросник, микрофотоаппаратуру, золото, деньги и две ампулы с ядом для агента.

…В конце нашей встречи полковник в отставке Ян Казимирович Барановский заметил, что Фогл, возможно, был не самым плохим агентом ЦРУ. Не зря же его выслали с такими шумом и скандалом. Видимо, успел чем-то сильно насолить нашей контрразведке. Ведь плохих разведчиков обычно не трогают. Как заметил Владимир Путин после скандала с английским шпионским камнем, зачем высылать попавшегося дурака, а вдруг на его место умного шпиона пришлют?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram