Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 48 (641) от 6.12.2018 13+

Самый крупный провал ЦРУ

Как американские спецслужбы подвела связь с агентурой

, 20:16 ,

У победы – множество отцов. Поражение – всегда сирота. Никому не хочется брать ответственность за неудачу. Вот почему разведка США всячески старается преуменьшить катастрофический провал последнего времени. В результате него было вскрыто около 70% американской агентурной сети. Десятки шпионов были арестованы и казнены. Эту сенсационную новость сообщил бывший резидент ЦРУ Филип Джиралди. Как и почему это произошло? Об этом обозреватель «АН» беседует с ветераном российских спецслужб подполковником Станиславом Игоревичем ХАРЛАМОВЫМ.

Самое слабое звено

Эта статья бывшего американского разведчика наделала много шума во всём мире. Пока американская и британская пресса раздувала скандал вокруг фальшивого отравления Скрипалей и мнимых козней российского ГРУ, в Лэнгли подсчитывали ущерб от самого большого провала в новейшей истории. В Иране, Китае и ряде других стран было раскрыто множество американских агентов. Это произошло из-за проблем с защитой каналов связи.

Вот что пишет Филип Джиралди: «Те государственные ведомства, которые хорошо приспособлены для того, чтобы вторгаться в частную жизнь практически любого человека на земном шаре, иногда совершенно неспособны защитить свои внутренние каналы связи. Эта проблема особенно остро стоит в Центральном разведывательном управлении (ЦРУ), которому приходится поддерживать безопасную конспиративную связь с тысячами агентов-иностранцев,разбросанных по всему миру».

– Связь Центра с агентурой всегда была слабым звеном разведки, – согласился со своим американским коллегой подполковник Харламов. – Вспомним хотя бы провал Рихарда Зорге или наших разведчиков из «Красной капеллы»…

– Но это было во времена Второй мировой войны, – не согласился с ветераном ведущий рубрики «Мир шпионажа». – В век Интернета не надо часами сидеть за рацией и передавать морзянкой шифровки, рискуя быть запеленгованным.

– А что по этому поводу думает матёрый американский шпион? – кивнул на статью Джиралди Станислав Игоревич.

Журналисту пришлось снова цитировать чуть суховатый текст заокеанского специалиста: «Под безопасной конспиративной связью подразумевается способность передавать конкретные инструкции агентам и получать в обмен детализированную информацию, которая отвечает на поставленные вопросы, так, чтобы никакая третья сторона не была в состоянии перехватить или понять ту информацию, которой обмениваются две стороны – разведка и агент.

Связь – самый уязвимый элемент любой операции с участием агента, находящегося за рубежом. Это особенно верно потому, что контрразведывательные службы привлекают огромные ресурсы, чтобы взламывать те системы, которые используются для связи агента «в поле» с курирующим его оперативным работником».

– Меня этому учили в «лесной школе» ещё лет сорок назад, когда не было никакого Интернета, – усмехнулся старый разведчик. – И русскими хакерами тогда никого не пугали.

– Как ни странно, но сейчас американцы в провале своей агентуры винят не русских, а иранцев и китайцев, – сказал журналист. – Вот что утверждает Филип Джиралди.

 

Предательские сайты

Обозревателю «АН» пришлось снова пробиваться сквозь дебри компьютерных терминов и технических заморочек.

Выражаясь простым языком, произошло вот что: ещё лет десять назад ЦРУ разработало некий способ конспиративной связи со своей агентурой через Интернет. При этом использовались сайты, обеспечивавшие двустороннюю связь, которые, как считалось, были и защищёнными, и эффективными. Как пишет Джиралди, они работали по типу социальных медиасайтов.

На практике связь с агентом происходила так. Вы регистрируетесь, предоставляете пароль и после этого получаете возможность отсылать и принимать сообщения. Конечно же, при этом присутствовал какой-то уровень встроенного шифрования, могло быть несколько уровней паролей и вопросов, на которые пользователь должен был отвечать, чтобы получать доступ.

Поначалу, как только эта система была разработана, её предполагалось использовать лишь время от времени и по малозначимым вопросам. Но затем её внедрили для управления практически всей агентурной сетью ЦРУ по всему миру, включая ряд ключевых стран, выбранных Вашингтоном в качестве мишеней, включая Иран и Китай.

Впрочем, для каждой страны имелся отдельный сайт, а сами они создавались под безобидными деловыми или социальными прикрытиями, которые, как предполагалось, не должны были представлять никакого интереса для рыщущих повсюду контрразведывательных служб.

– Напрасные надежды, – улыбнулся Харламов. – У нас на Лубянке «контрики» не зря свой хлеб едят. Спецы круглосуточно «шерстят» виртуальное пространство.

– Но на этот раз пальму первенства придётся отдать не нашим хакерам в погонах, а скромным иранцам, – поспешил разочаровать подполковника в отставке ведущий рубрики «Мир шпионажа».

Что именно у американцев пошло не так, пока не вполне ясно. Но этот компьютерный механизм впервые был вскрыт иранской контрразведкой. Джиралди предполагает, что это произошло, возможно, благодаря информации, предоставленной агентом-двурушником. В результате иранцы определили, какие индикаторы и компоненты имел выявленный церэушный сайт. Затем они приступили к поиску в Google, чтобы разыскать и другие подобные сайты.

Остальное было делом техники. Иранские контрразведчики приступили к наблюдению за «своим» сайтом и за другими, фиксируя их активность и выявляя их характерные особенности. Как предполагается, им удалось внедриться в предательский сайт, который был направлен против них. Позднее они передали полученные ими данные китайцам. А возможно, кому-то ещё.

- Почему не поделились такой важной информацией с российскими спецслужбами? – возмутился журналист. – Мы ведь вместе воюем с террористами в Сирии, противостоим западным спецслужбам на Ближнем Востоке. И у нас в стране наверняка полно американской агентуры.

– История об этом умалчивает, – ушёл от ответа Харламов.

 

Ущерб ещё подсчитывается

По данным бывшего сотрудника американской разведки, на основе иранских данных китайские спецслужбы увеличили масштаб своих операций. Пробиваясь через межсетевой экран сайта их страны, специалисты проникли внутрь всей системы. Поэтому контрразведке Поднебесной удалось установить всех агентов ЦРУ в Китае.Более двух дюжин из них арестовали, пытали и казнили. Аналогичное количество агентов было выявлено и казнено в Иране. Кое-кого ЦРУ успело предупредить, им удалось бежать.

Агенты в других странах также были выведены из игры в качестве меры предо-
сторожности. Так что неизвестно, до каких пределов информация об этой системе вскрыта и с кем о ней поделились иранцы и китайцы. Оценка ущерба всё ещё ведётся. Но уже ясно: Соединённые Штаты знали либо мало, либо вообще ничего о том, что происходило в последнее время в Китае и Иране. Вот почему так зол на эти страны Дональд Трамп.

– За катастрофический провал американской агентуры в Иране и Китае США пытаются отомстить введением новых санкций и торговой войной, – заявил подполковник Харламов. – Но винить надо только себя, а президенту Трампу гнать в шею опозорившееся руководство ЦРУ.

По словам Станислава Игоревича, система связи с агентурой через Интернет применялась столь широко потому, что её было легко использовать. Когда наконец она обрушилась, то около 70% агентурной связи ЦРУ оказалось вскрыто. Ирония момента заключается в том, что подрядчик ЦРУ предупреждал, что у этой системы имеются крупные изъяны. Но за горькую правду этого специалиста и уволили.

Провал ЦРУ в интернет-коммуникации продемонстрировал, что абсолютно надёжных систем связи с агентурой не существует. Реальность такова, что управление шпионами во враждебном иностранном государстве является скорее искусством, чем наукой.

Рано забывать азы шпионажа, – сказал подполковник Харламов и прочитал журналисту небольшую лекцию по работе с агентурой.

Оказывается, лучше всего поддерживать связь со своим агентом таким образом, который соответствует его стилю жизни. Так, чтобы это не возбуждало подозрений. Он или она могут принимать телефонные звонки или получать письма с тайнописью. У них может быть возможность поддерживать связь при помощи пакетной передачи данных с какого-нибудь компьютера на спутник. А может быть, они предпочтут использовать старомодные способы, включая метки мелком для подачи сигнала о произведённом вложении материалов в тайник. Может быть, им по нраву моментальные встречи и связь с использованием шифра Вернама и одноразовых блокнотов.

– Не устарело ли это в XXI веке? – выразил сомнение журналист. – Сейчас молодёжь сходит с ума по новейшим гаджетам и другой электронике. А вы с Джиралди предлагаете для связи с агентами какие-то древние методы.

– ЦРУ сделало ставку на Интернет и провалилось в Иране и Китае, – возразил ветеран. – Надеюсь, та же участь ждёт американских агентов и в России.

Справка «АН»

Филип Джиралди (Philip M. Giraldi) – бывший сотрудник военной разведки и ЦРУ США, эксперт в сфере противодействия терроризму, работал около 20 лет в Турции, Италии, Германии и Испании. Три года был руководителем резидентуры ЦРУ в Барселоне. Стал одним из первых американцев, вошедших в Афганистан в 2001 году. Владеет испанским, итальянским, немецким и турецким языками. В настоящее время – исполнительный директор Совета за национальный интерес (Council for the National Interest).

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram