Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Образование № 9(351) от 07.03.2013

Профессиональная пригодность

В Петербурге вновь обратили внимание на среднее профобразование

, 13:58

Многочисленные реформы, которые инициировали чиновники Министерства образования и науки, дошли и до начальных и средних профессиональных когда-то училищ и техникумов, а ныне лицеев и колледжей. Что уже стало типичным, некоторые сегменты при реформировании остались незамеченными. В частности речь идет о начальном профессиональном образовании. Городские власти пытаются нивелировать ситуацию и в очередной раз обратились к работодателям.

В последнее время обучению техническим специальностям в Петербурге стали уделять достаточно серьезное внимание. Случилось это тогда, когда предыдущему губернатору Валентине Матвиенко рассказали о той пропасти, которая пролегла между обучением и производством в Северной столице. Выяснилось, что все специалисты, которые работают в нашей промышленности либо пенсионного, либо, в лучшем случае, предпенсионного возраста. А молодые специалисты попросту исчезли. Причем сначала предприниматели не брали молодежь из-за отсутствия «опыта работы», а затем уже не могли брать, так как было просто некого.

Сегодня ситуация значительно изменилась. В этом убедились депутаты Законодательного собрания, когда в феврале провели выездное заседание по этой проблеме, побывав в нескольких колледжах и лицеях. Председатель комиссии по науке и высшей школе в Законодательном собрании Алексей Воронцов восхищенно отметил, что «еще 10 лет назад такого невозможно было представить: новые станки с программным управлением, компьютерная диагностика и прочее, и главное — я не увидел так называемых пэтэушников. Я увидел думающих студентов, у которых есть желание учиться».

Мастер производственного обучения профессионального лицея №42 Константин Стругов обучает престижной и хорошо оплачиваемой специальности наладчика станков с ЧПУ. Директор лицея Геннадий Шорников сообщил, что лицей, основанный в 1868 году как училище при Путиловском заводе, до сих пор готовит кадры для Кировского завода. Правда, рассказывая об успехах совместного труда завода и лицея, сообщил, что «даже на Кировском заводе нет такого количества современных станков с числовым программным управлением, для которых нужны наладчики и организаторы производства», что вызвало некоторое замешательство у членов совещания. Впрочем, директор тут же упомянул о том, что выпускники идут работать и на другие высокотехнологичные предприятия города — «Электросилу», Обуховский завод, завод им. Калинина и др.

Это, правда, говорит уже и о том, что даже если готовить высококвалифицированные кадры, то не всегда новые знания можно применить на наших отсталых производствах. Вот, кстати, еще один проблемный момент: в последние 30 лет не осуществляется стратегического планирования, учебные заведения — как высшие, так и средние профессиональные — не знают, какие специальности будут востребованы через 5–6 лет на производстве и в социальной сфере. Ну а предприятия все никак не могут собраться и перевести производство на инновационные рельсы.

Проблема взаимодействия образовательных учреждений с производством все же постепенно решается. Как рассказала АН глава Комитета по образованию Жанна Воробьева, чиновники получат от ведущих предприятий города информацию о том, каких высококвалифицированных рабочих ждут на этих производствах в ближайшие три года, то есть по окончании обучения в колледжах. Это, с одной стороны, даст понимание, какие специальности будут востребованы в ближайшие годы, а с другой — уверенность, что выпускники получат возможность трудоустроиться. Воробьева уточнила, что это будет касаться и новых предприятий, и создаваемых в Петербурге производственных кластеров.

Но здесь нельзя забывать и о еще об одной проблеме — заработной плате специалистов, работающих в колледжах и лицеях. Если в 116-м лицее, который готовит специалистов в том числе и для судостроения, зарплаты, по словам руководства, достаточно высокие — от 30 тысяч рублей и выше, то в вышеупомянутом 42-м лицее уже скромнее. Любопытно, что даже при прохождении практики учащиеся, порой, получают зарплаты выше, чем те, кто их обучает. Жанна Воробьева говорит о том, что мастера и воспитатели будут зарабатывать столько же, сколько получают в среднем по городу, а значит «зарплата будет расти в год на 10%». Но это все же недостаточно хотя бы потому, что только в этом году стоимость жилищнокоммунальных услуг повысится в Петербурге на 15%, а латентная инфляция и вовсе не просчитывается.

Чиновники и депутаты планируют поднять вопрос и об общежитиях для учащихся. Сейчас профтехобразование получают в большинстве своем жители города, тогда как раньше это были жители Ленинградской области и соседних регионов. Им бы тоже нашлось место на городских предприятиях: сейчас в лицеях и колледжах все же еще остаются вакантные места, а отсутствие конкуренции не всегда ведет к качественной подготовке специалистов.

Но пока все же самое опасное — федеральные нововведения. Так, при реформе образования «забыли» о НПО — начальном профессиональном образовании, оставив лишь понятие «среднее». Жанна Воробьева полагает, что «страшного ничего нет» и в новой структуре образовательных организаций «место для НПО найдется», но специалисты пока крайне обеспокоены. Это может отрицательно повлиять на зарплату мастеров, а значит — на текучку кадров, сказаться на предварительной подготовке нынешних школьников, которые планируют освоить современные рабочие специальности. Все эти проблемы ждут срочных решений, ведь и мастерами в лицеях работают в основном люди пенсионного возраста, а если разрыв по времени еще больше увеличится, то готовить специалистов будет уже попросту некому.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram