Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Образование № 15(205) от 22.04.2010

«Заочка» теряет очки

, 16:31

Дать фундаментальную научную подготовку заочно невозможно ни в одной из областей знаний, – заявил недавно президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий.  Значит  ли это, что «заочка» доживает последние годы?

По данным Росстата, за последние 10 лет число заочников в России только росло. Так, в государственных институтах и университетах их количество в течение последних 8 лет увеличилось на 16% и сегодня составляет 2,5 млн. человек. Не отстают и коммерческие вузы. Если в 2000/2001 учебном году в них насчитывалось 243 тыс. студентов-заочников, то сейчас – уже 835 тысяч.

Государственные и коммерческие вузы начали активно внедрять заочное образование по разным причинам. Для частных институтов это стало способом максимально легко организовать учебный процесс: отпадала необходимость искать помещения для постоянных занятий, платить преподавателям за ежедневные лекции и семинары. Государственные вузы ухватились за возможность заработать дополнительные средства: по закону, заочные отделения разрешено делать полностью платными.

Рост популярности заочного обучения без перекосов не обошелся. В погоне за выгодой платный прием на популярные заочные специальности (например, экономику, юриспруденцию, государственное и муниципальное управление) начали объявлять вузы, которые испокон веков этому не учили: технические, инженерные, даже медицинские. Кроме того, студентов можно зачислять на эту форму обучения практически без экзаменов. В результате заочное обучение превратилось в покупку «корочки», не подкрепленной реальными знаниями. Не мудрено, что сегодня, произнося «заочное обучение», люди автоматически подразумевают некачественное образование.

Громче всех об отказе от «заочки» говорят Московский и Петербургский университеты. Этот принцип они уже сейчас активно претворяют в жизнь. Так, в МГУ заочное отделение работает лишь на факультете журналистики, в СПбГУ из 12 тыс. студентов заочники составляют всего 105 человек – менее 1%.

«Университет – уникальное учебное заведение! – уверен первый проректор по инновационным проектам развития СПбГУ Илья Дементьев. – Студенту-биологу недостаточно иметь возможность  прочитать дома книжку о микроорганизмах – ему необходимо поработать с микроскопом стоимостью 15 миллионов рублей. Качественное образование невозможно без постоянного общения с преподавателями, без того, чтобы постоянно пользоваться всеми доступными университетскими ресурсами».

В некоторых вузах считают отказ от заочной формы нецелесообразным. Как рассказала Елена Грачева, проректор по учебной и воспитательной работе Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, заочная форма обучения у них традиционно востребована, особенно среди желающих получить второе высшее. Есть целый ряд категорий студентов, для которых «заочка» – единственная возможность получить высшее образование: малообеспеченные иногородние студенты, военнослужащие.

Кстати, многих вчерашних школьников отмена заочного обучения серьезно расстроит. Юные таланты из глубинки, которым баллы в сертификате позволили поступить в ведущие вузы, не всегда могут уехать в крупные города, чтобы учиться на дневном отделении. Заочное образование было для них оптимальным выходом. Если отнять у этих абитуриентов такую возможность, введение ЕГЭ во многом окажется бессмысленным.

Альтернативный аргумент

Выступая за отмену заочного обучения, ректор МГУ Виктор Садовничий взамен предложил развивать дистанционное образование. От традиционной «заочки» новая форма отличается большей частотой контактов студента и преподавателя, увеличенным количеством заданий, которые студент должен выполнять самостоятельно и отправлять на проверку, а также обязательным наличием лекций и семинаров в режиме онлайн.

«По сути, дистанционное обучение – это синтез дневного и заочного обучения на основе новейших технологий, – говорит Юрий Капустин, проректор по учебной работе Российского химико-технического университета им. Менделеева. – Внедряя такую форму, можно достичь сразу двух целей. Во-первых, сохранится возможность получения высшего образования для тех, кто не может обучаться по очной форме. Во-вторых, существенно повысить качество обучения таких студентов».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram