//НАШИ ПАРТНЕРЫ

//Новости

//События/Афиша

eta-prekrasnaya-zhizn

//Сад и огород

//Новости MarketGid

//новости 24СМИ

//Поп-новости

//Национальный Акцент

//Экономика

Голубой огонёк под капотом

№ 11 (553) от 23 марта 2017 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]

Голубой огонёк под капотом

«Газпром» разработал очередной хитроумный план, как нарастить продажи основного товара. С подачи монополии правительство дало зелёный свет бурному развитию газовой энергетики и транспорта. Если бы всё сделали по уму, а не ради «Газпрома», выгода для экономики была бы ошеломляющей.

Летучее лекарство для экономики 

Сама по себе идея перевести на газ заметную часть транспорта, энергетики и промышленности была необычайно светлой. Эксперты приводят цифры, доказывающие, насколько сильно могла бы ускориться российская экономика, если бы работала на газовом двигателе.

По данным Минтранса, в 2016 г. наземный транспорт РФ перевёз 22 млрд пассажиров. Из них более половины – на автобусах и автомобилях. Доля автомобильных грузовых перевозок в российской экономике просто огромна. В прошлом году на них пришлось 5,84 из 11,6 млрд т перевезённых грузов. Проще говоря, половину товара в РФ доставляют на грузовиках или фурах.

На беду, весь транспорт в стране бензиновый. Как подсчитали специалисты ВНИИГАЗ, будь он на газе, экономика сохранила бы порядка 120 млрд руб. в год. Институт провёл опытные испытания, оказалось, в нормальном рабочем режиме газовый грузовик вдвое экономичнее бензинового. При этом долговечность газового двигателя в среднем в 1,5 раза выше обычного.

Между прочим, в СССР это понимали. Когда-то, до начала 1990-х гг., наша страна была мировым лидером по внедрению газа на транспорте. Ещё в 1992 г. парк газовых машин съедал 400 млн кубов топлива. Кстати, это до смешного мало: менее 0,1% нынешней годовой добычи. Значит, даже если перевести на газ весь – почти 50-миллионный – автопарк России, на топливо не уйдёт и 5% годовой добычи.

Только четверть века движение шло в обратную сторону. К 2000 г. показатель потребления газа автотранспортом рухнул в восемь раз. В начале 1990-х гг. в России был миллион газовых машин. По данным Национальной автомобильной ассоциации, в 2016 г. осталось около 100 тыс., то есть 0,25% автопарка.

Три четверти советских газозаправочных станций законсервированы, оставшиеся в среднем загружены только на 15%. В итоге мировым лидером по автогазу стал Иран. В этой стране 3,3 млн автомобилей на голубом топливе, общее потребление уже выше советского – 480 млн кубов. Всего в мире 18 млн газовых автомобилей, лидеры с многомиллионными парками – Пакистан, Аргентина, Индия и Бразилия.

Достаточно привести одну цифру. Несмотря на все старания государства, за весь прошлый год в России продали менее 1,5 тыс. новых легковых автомобилей на газовом топливе. Это полнейший крах всех что правительственных, что газпромовских расчётов. Потому что всего в 2016 г. в нашей стране разошлось 1,2 млн новых машин. Сейчас по числу газовых машин мы на 20-м месте в мире. По статистике, 60% российских автомобилей, включая грузовые и пр., катаются на бензине, 38% – на дизеле.

Государство нажало на газ 

Самое обидное, хотя это удивительно, с учётом газпромовского происхождения, идея в целом была неплохая. Как бы ни дешевела нефть как топливо, газ всё равно выгоднее. Его стоимость в пересчёте на бензиновый эквивалент в 2–3 раза ниже, сейчас газ на заправках идёт по 12 руб. за кубометр. К тому же двигатели на этом топливе служат дольше, обслуживание дешевле. Не говоря про разницу во вредных выхлопах и т.д.

Вроде логично, что страна, добывающая больше всех газа в мире, должна широко использовать его в автотранспорте, тем более в масштабах экономики выгода будет очень хорошая. Тут нечего косить на европейских и пр. соседей. Скажем, Бразилия в своё время решила экономить валюту на закупках нефти, поэтому наладила масштабный выпуск спирта из сахарного тростника. На этот спирт перевели практически весь автопарк страны. Мировых производителей законодательно заставили сначала поставлять, потом полностью собирать в стране автомобили с подходящими двигателями. Ничего, выпускают, не переломились.

Почему в Бразилии вышло со спиртом, у нас не сработало с газом? Как объясняют эксперты, прежде всего, мало специальных заправок. На всю Россию пока только 270 газозаправочных компрессорных станций, из них 213 построены «Газпромом» и приносят сплошной убыток. Одна из причин – государство могло бы дать резкого пинка рынку, одарив серьёзными льготами и по газовому топливу, и по машинам. Тут у властей немало пространства для манёвров. Скажем, доля налогов в розничной цене бензина сейчас перевалила за 60%.

Вторая беда – дефицит подходящих новых автомобилей. Такие легковушки никто не субсидирует, хотя стоило бы. Те крайне немногочисленные газовые модели, что есть, отличаются высокой ценой и малыми баками, поэтому тянут на газе в разы меньше, чем на бензине. При этом производители, мягко говоря, не спешат развивать газомоторное производство, потому что боятся провала.

В общем, тут очередные курица и яйцо. Тему хотят развивать, но нет машин, поэтому мало заправок. И наоборот. Дело хоть как-то двигают разве что ГАЗ и КамАЗ, которые рассчитывают на крупные госзаказы. Дело в том, правительство пообещало перевести на газ половину общественного транспорта в стране. Это ни много ни мало 70 тыс. автобусов. В принципе один только КамАЗ способен выпускать по 8 тыс. газовых автобусов в год. Но в прошлом году собрал только 150 штук, план на 2017 г. – 300 штук. Всё потому, что правительство в кризис зажало обещанные регионам субсидии на закупку газовых автобусов. В прошлом году тут раскошелились на 3 млрд руб., суммы хватило на 1,7 тыс. новых машин. Сейчас формально субсидии остались прежними, реально денег вообще не дали.

Тем не менее государственный план никто не отменял. По нему к 2020 г. продажи газового автотоплива должны вырасти почти втрое, до 1,26 млн кубов. Число спецзаправок увеличится до 750, парк газовых автомобилей должен вырасти до 5% от общего. При этом продажи новых газомоторных автомобилей должны добраться до 20 тыс. в год.

По мнению экспертов, в принципе цифры реальные. Смущают как раз скорее слишком мелкие амбиции. Если взяться за дело масштабно, хорошо подготовить и производство, и сеть станций, экономика могла бы выиграть необычайно много.

 

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите "Ctrl + Enter"



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Подписаться на рассылку эксклюзива от АН

?> sungrado

//Новости Гнездо.ру

Загрузка...

//Новости ADWILE

sungrado

//Новости партнеров


//Новости redtram.com

//Авторы АН

Все авторы >>

//Музподарок от Юры Валова

//Новости Гнездо.ру

Загрузка...

//Новости ADWILE

//Новости advert.mirtesen.ru

//Читайте также

//Новости GlobalTeaser

//Новости СМИ2

//Новости Lentainform.com

//Мы в соцсетях

sungrado
//Наши партнеры