Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 35(427) от 18.09.2014

Война за водку

, 16:53 , Обозреватель отдела Экономика

Государственная дума готовит новую, осеннюю, волну антиалкогольных мер. В конце сентября депутаты решат судьбу закона, запрещающего продажу спиртного, включая пиво, в госучреждениях. Это коснётся парков, пляжей и т.д. Второй удар придётся по магазинам и кафе. Алкоголь может исчезнуть из продажи в заведениях, работающих на первых этажах жилых домов.

Северный вариант

Правительство давно ведёт необъявленную антиалкогольную кампанию. В нынешнем году борьба вышла на новые рубежи. С благословения Минфина крепкий алкоголь стал чемпионом подорожания. В январе 2014 г. минимальная стоимость водки поднялась со 125 до 170 руб., в марте подскочила до 199 руб., в августе нижнюю планку подняли до 220 рублей. Заодно повысили минимальную цену на бренди – до 293 руб., коньяк подорожал до 322 рублей.

Что интересно, рост цены на треть за семь месяцев не вызвал шума. Трудно не вспомнить, как в недалёком 2011 г. представители водочной индустрии бурно возмущались, когда минимальная стоимость водки поднялась с 89 до 98 рублей. Видимо, привыкли. Точно так же народ постепенно приучают к антиалкогольным ограничениям. Частокол запретов всё выше. Осталось перевести торговлю крепким спиртным в специализированные магазины-монополии, открытые только по будням, с десяти до шести. Заодно максимально поднять цены и ограничить двумя литрами отпуск спиртного в одни руки.

Тогда будет один в один, как в странах Северной Европы. Между прочим, именно оттуда заимствована немалая часть нынешних антиалкогольных идей. Оно и понятно, потому что проблемы схожие. В обоих случаях мишенью стали крепкие напитки. Несмотря на разговоры про разразившуюся в России пивную эпидемию, водка по-прежнему горячительное средство номер один. Если считать в чистом спирте, на неё приходится почти половина потребления (44,5%). Пиво на втором месте, у него 36%. Остальной алкоголь погоды не делает. Вклад вина – 8%, коньяка – 4%, шампанского – 2,6%. Что говорить, если всё российское производство вина в 2013 г. едва достигло 33,9 млн. декалитров. Это три бутылки на человека. С учётом импорта вина на душу в РФ – шесть бутылок в год.

Вот почему на государственном уровне виноградарей поощряют, тогда как сорокаградусную трясут. Чего добились? Наглядный эффект: резкий рост алкогольных доходов госказны. С 2010 г. сборы со спирта поднялись почти втрое. В 2013 г. акцизный сбор на крепкий алкоголь вырос на 44%, в 2014 г. его повысили ещё на 25% (до 500 руб. с литра спирта). В среднем с каждой бутылки водки государство получает половину. В минимальной цене (220 руб.) его доля – 100 руб. акциза и 25 руб. налогов. При том что доход завода-производителя 10–15 рублей. В 2013 г. в государственную казну с водочных акцизов капнуло 163 млрд. руб., с учётом акцизов на пиво – 289 миллиардов. В 2014 г. ожидается более 330 млрд. рублей. Это одна из крупнейших статей доходов бюджета.

Но главная цель вроде бы не заработок, а борьба с пьянством. Тут эффект не очевиден. С одной стороны, если верить статистике, население резво трезвеет. По данным Росстата, в 2013 г. выпуск алкоголя обвалился. Разлив водки упал на 12,3%, пива – на 8,5%, коньяка выпустили на четверть меньше. В 2014 г. статистика отметила новый виток спада винно-водочной индустрии. За первые полгода производство крепких напитков рухнуло ещё на 15%. В целом за последние четыре года продажи водки упали на четверть, самых дешёвых видов – на 40%. Рост минимальной цены резко перетряхнул рынок, число водочных марок на прилавках упало с 230 до 140.

Курс на «кудринку»

С другой стороны, цифры Росстата отражают не всю реальность. Потому что картину портит «кудринка». Так эксперты называют самую доступную водку, выпущенную в обход системы государственного учёта. Продукт приличного качества, обычно родом с тех же предприятий. Только нелегальный. Его, по аналогии с «брежневкой» и «андроповкой», окрестили по фамилии бывшего министра финансов А. Кудрина, который дал старт резкому росту водочных налогов и этим спровоцировал рост теневого рынка.

Сколько «кудринки» плещется на прилавках, можно только гадать. Одни аналитики говорят про 15–20% неучтённого крепкого алкоголя, другие пугают цифрами 50–60%. По слухам, спиртное сомнительного происхождения можно найти в том числе в крупных торговых сетях. Известно, что государственное Росалкогольрегулирование так озабочено расцветом теневых производств, что заказало разработку системы инфракрасного зондирования алкогольных предприятий из космоса. Благо спиртовых заводов осталось мало. За год их число сократилось с 67 (из них 25 работали на Северном Кавказе) до 28. Ликёро-водочных производств на плаву менее 300. Все теперь под космическим прицелом.

Всё, что можно почерпнуть по поводу нелегальной водки из официальных документов, – это сведения о 25 подпольных цехах, накрытых в 2012 г., и 16 цехах в 2013 году. Вряд ли за год стали меньше гнать, скорее лучше прячутся. Легальные предприятия тоже ведут себя осторожнее. Если в 2012 г. на незаконном выпуске алкоголя попались 77 заводов, в 2013 г. лишь пять. При этом на водке попались только два предприятия. Также в прошлом году полиция отловила 1,5 тыс. магазинов, торговавших водкой с поддельными марками. При том что всего в магазинах устроили 85 тыс. алкогольных проверок. Тут либо плохо ловят, либо хорошо договариваются.

Зачем напрягаться, если со сборами в бюджет всё в порядке. На чёрном водочном рынке тоже потирают руки. Но как же главная идея антиалкогольной кампании? На этом фронте грандиозных перемен незаметно. Даже если брать только официальные данные, потребление алкоголя в России по-прежнему зашкаливает. По мнению Росстата, за прошлый год разлили 85,7 млн. декалитров водки, 890 млн. декалитров пива. В понятных категориях это превращается в 1,7 млрд. водочных и 17,8 млрд. пивных бутылок. В России 108 млн. человек старше 18 лет. Значит, вышло по 16 бутылок водки и 168 бутылок пива на каждого. В пересчёте на чистый спирт – 11,5 литра. Если коротко: не самый высокий показатель в мире, но в первую пятёрку попадаем.

Чего ждать от новой волны подорожания и запретов? Если правительство надумало перенять скандинавский опыт, стоит присмотреться к результатам. Там потребление в пересчёте на чистый спирт в конечном итоге сбили примерно в 1,5 раза – до 8–9 л на человека в год. Ниже уровень не падает, в последние годы даже растёт. Потребление, по мировым меркам, сильно выше среднего. Значит, даже драконовские запреты действуют с ограниченной силой. Основной успех – в другой плоскости. Население массово перевели на лёгкие напитки, доля крепкого алкоголя в потреблении упала до 15%.

Тут есть над чем потрудиться. Но сначала не помешает определиться в главном. Запрет на торговлю спиртным в придомовых магазинах вряд ли поможет оздоровлению народа. Разве что кто-то накачает мышцы, таская запасы через полгорода. В целом мера выглядит как очередное подношение крупным торговым сетям.

По другим направлениям и вовсе наметилось отступление. Продажу алкоголя на стадионах запретили ещё в 2005 году. Сейчас Росалкогольрегулирование на пару с депутатом от партии власти, бывшим владельцем ликёроводочного завода «Красная звезда» В. Звагельским лоббируют возврат пива и сидра на стадионы под предлогом грядущего чемпионата по футболу 2018 года. Кроме того, производители проталкивают откат минимальной цены. Её предлагают вернуть на ступень назад – с 220 до 170 рублей.

С другой стороны, немало влиятельных сил выступает вообще за национализацию водочного производства и введение госмонополии. В качестве тарана выступает правительство Забайкалья. Там недавно разразилась трагедия в селе Красный Великан – от отравления спиртом погибли 16 человек. Теперь Чита забрасывает Госдуму обращениями с просьбой срочно ввести монополию на алкоголь.

Так что главный вопрос России – пить или не пить? – остаётся открытым.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram