Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 31(423) от 21.08.2014

Квасной блицкриг

, 16:43

В жару кружка холодного кваса – то, что надо. Но оказалось, население охлаждается другими способами. 145 млн. человек за год выпивают только 1 млн. л исконно российского напитка.

Хотя квас явно полезнее газировки, его пьют в шесть раз реже, чем шипучку и лимонад. Половину всего произведённого в стране кваса покупают жители столицы. А в регионах квас не так популярен – даже в июльскую жару его покупали только 28% жителей крупных городов. Таковы данные свежего исследования социологической компании «Ромир».

Причина низкой популярности хлебного напитка – в невысоком качестве. Если следовать старому доброму ГОСТу, 40% того, что в магазинах называют квасом, – на деле этим напитком не является. По сути, это газированная вода, в которую добавлены красители и ароматизаторы. Ещё треть квасов на деле – квасной напиток. Его делают так: разводят водой концентрат квасного сусла – коричневый порошок, изготовленный из выпаренного солодового раствора и сахара.

По праву можно считать квасом только треть того, что лежит в магазинах. Этот напиток действительно сбраживают – как положено по ГОСТу. Но и тут есть подвох. Как правило, в качестве сырья производители используют не свежий солод, а разведённый водой концентрат. Поэтому даже такой якобы «настоящий квас» часто горчит и имеет жжёный привкус.

Производителям от использования концентрата – сплошная выгода. Его гораздо проще хранить. Килограмм этой сомнительной субстанции обходится менее 100 руб., при этом из него получается 20 л кваса. Отпускная цена литра такого напитка – 10–20 рублей. Так что, даже если учесть все расходы, выходит, что производители имеют на квасе 100% прибыли и больше.

Вот почему в РФ насчитывается 500 небольших квасных заводов. Вдобавок в нашей стране этот напиток вовсю производят транснациональные концерны «Кока-кола» и «Пепси». Они решили, что нашли золотую жилу, и принялись совместными усилиями раскручивать марку «квас».

Поначалу это сработало – продажи удвоились. После чего «Кола» и «Пепси» заявили – скоро потребление кваса восстановится до прежнего – советского – уровня. В лучшие годы население выпивало более 10 млн. л – в 10 раз больше, чем сейчас. Но оказалось – народ не проведёшь. Люди прекрасно отличают свежий бочковой квас от разлитого по бутылкам концентрата. Так что квасной блицкриг провалился.

В итоге производители концентратных квасов наказали сами себя. Пока продажи шли в гору, они понастроили столько заводов, что сейчас, даже в жару, мощности загружены только на треть.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram