Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 49(341) от 20.12.2012

Зачистка взлётной полосы

, 13:49

В октябре уходящего года в Ульяновске В. Путин и С. Иванов озвучили программу масштабных инвестиций в отечественный авиапром. Суммы просто заоблачные: одно только Министерство обороны закупит авиатехники на 140 млрд. рублей. Но, прежде чем идти на взлёт, авиапрому, похоже, придётся пройти антикоррупционную «предполётную» подготовку. В Кремле не исключают, что расчищать придётся и «взлётно-посадочную полосу» – вплоть до замены руководства предприятий и целых регионов.

По одним данным, инициатива принадлежит С. Шойгу. Разбирая наследство А. Сердюкова, он потребовал гарантий, что авиационный контракт – не коррупционная схема, придуманная фаворитками предшественника. По другой информации, зачистки в авиапроме и на местах требует С. Иванов. После скандала с глобальным воровством из проекта ГЛОНАСС куратору оборонки проще принять упреждающие меры, чем оправдываться потом в телевизионном интервью…

По словам самого С. Иванова, речь идёт о самом крупном заказе в истории российского авиапрома. А ведь помимо Минобороны новый транспортный самолёт Ил-476 будут закупать МЧС, МВД, ФСБ, администрация президента, Минтранс и другие крупные госзаказчики. Кроме того, до 2020 г. федеральный Центр планирует запустить в серию и получить порядка 100 гражданских машин: Ту-204СМ, Ту-214, Ан-148, Сухой-Суперджет.
Цель благородная – возродить отечественную авиационную промышленность. Общая стоимость заказов может перевалить за 1 трлн. рублей. Тут волей-неволей задумаешься, кому доверить такие деньжищи. Первой «подрасстрельной» фигурой осведомлённые люди называют главу «Объединённой авиастроительной корпорации» М. Погосяна. Он неплохо зарекомендовал себя как конструктор – под его руководством корпорация «Сухой» разработала экспериментальный образец Суперджета. Но серийное производство – явно не его конёк. Катастрофа в Индонезии одного из первых серийных SSJ-100 нанесла сокрушительный удар по репутации всей российской промышленности.
По сравнению с фиаско в Индонезии сущей мелочью кажутся скандалы с неполадками в президентском самолёте Ту-214ПУ и недопоставкой в Иорданию двух Ил-76МФ. А ведь именно из-за них Погосян в начале 2011 г. сменил во главе «Объединённой авиастроительной корпорации» А. Фёдорова. Впрочем, называют и другую причину – борьба кремлёвских кланов. Указ о смещении Фёдорова и назначении Погосяна подписывал Дм. Медведев. И многие эксперты называли эту перестановку ходом в Большой игре тогдашнего дуумвирата.
Не секрет, что Фёдоров считался ставленником той части Рособоронпрома, которую связывают с ближним кругом В. Путина. Почему бы клану «друзей» ВВП не воспользоваться его возвращением на пост №1? Назначение (или возвращение?) своего человека в руководители ОАК позволило бы снова контролировать мощные финансовые потоки.
Ещё темнее тучи над головой другого назначенца времён «позднего Медведева» – губернатора Ульяновской области С. Морозова. Причём тут дело не только в личной неприязни или слабой эффективности, а в том, что называют «плохой кредитной историей». Карьера Морозова как политика начиналась при активной поддержке группы компаний СОК. Одни считали её финансово-промышленной группой, другие – полубандитской группировкой. Некоторые журналисты открыто заявляли, что в 2004 г. избирательную кампанию Морозова в Ульяновске спонсировал именно СОК.
Двумя годами позже из лап СОКа бойцы ОМОНа вырвали завод АвтоВАЗ, чтобы очистить его от криминала и передать государственной структуре. И потом ходили слухи, будто бы условием первого переназначения Морозова на должность губернатора В. Путиным в 2006 г. было обещание откреститься от СОКа и его лидеров.
Однако дальнейшие события в Ульяновской области заставляют задуматься, не провёл ли национального лидера бывший начальник милиции города Димитровграда? Воруют в Ульяновской области в последние годы так, будто губерния до сих пор отдаёт долги бывшему лидеру СОКа Ю. Качмазову, объявленному во всероссийский розыск за преднамеренное банкротство ИжАВТО. То пойдут прахом 3 млрд. рублей, направленные на строительство образцово-показательного животноводческого комплекса «Октябрьский», и там падёт чуть ли не весь скот. То областные власти заподозрят в распиле 7,6 млрд. рублей при реализации другого проекта – создание нулевого цикла для производства стекольного сырья (т.н. комплекс «Тереньга»). Скандалами оброс и курируемый Морозовым проект «Ульяновск – авиационная столица России». Губернатор выделил около 2,7 млрд. рублей фирме «Локомоскай» на создание «летающих тарелок» – аэростатических термобаллистируемых летательных аппаратов (АТЛА). А оказалось, что под этой вывеской скрывались ещё советские разработки 80-х годов. Обо всем этом не раз писали СМИ.
Ульяновскому авиационному заводу «Авиастар-СП» отводится главная роль в исполнении заказа на новые военные и гражданские самолёты. Однако финальная сборка – это только 30% от стоимости современного лайнера. До 60% средств уходит на двигатели, агрегаты, авионику. А по части сопутствующих производств к Морозову есть серьёзные вопросы. Например, недавно он заявил, что его жена больше не контролирует свой актив, фирму «ИТАРУС сервис» (ремонт и обслуживание самолётов), а журналисты раскопали, что супруга владеет заводом, как и прежде.
Если Морозов и вправду не порвал с СОКом, велика опасность применения в авиапроме старых соковских наработок. Ю. Качмазов в своё время контролировал все сопутствующие АвтоВАЗу производства, что позволяло ему «держать» завод и расставлять своих людей на ключевые посты. Довериться в такой ситуации качмазовскому протеже – большой риск.
 
Как известно, Путин не даёт деньги тому, кому не доверяет. Например, прежде чем осыпать деньгами Санкт-Петербург, он в 2003-м заменил губернатора В. Яковлева на безусловно лояльную В. Матвиенко. И она действительно достроила многострадальную дамбу, построила кольцевую дорогу и осуществила ряд других крупных проектов. По крайней мере в первые годы её правления никакого массированного воровства не было. А тогда речь шла о гораздо меньших деньгах – «всего-то» 300 млрд. рублей…

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram