Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 24(162) от 18.06.2009

Иногда они возвращаются

, 17:26

Самый привычный досуг россиян? Вообще-то мы необыкновенно щедры к своим многочисленным выходным, с легкостью тратим их на сон до обеда, чревоугодие и телевизионные программы.

При этом сменяется только картинка за окном: зимой или летом, при ярком солнце или в метель, но каждые праздники нас ждут «Танцы со звездами», «Дом-2», Шерлок Холмс и доктор Ватсон. И реклама, реклама, реклама!

Реклама чая и прокладок, трусиков для девочек и мальчиков, реклама парфюма, автомобилей, турецких отелей и детского питания. Из года в год все остается неизменным. За исключением редких скандалов в рекламном мире, результаты которых, в общем-то, тоже не особо заметны.

Вот пример. На самый что ни на есть короткий миг в начале месяца мы остались без назойливой рекламы «Растишки», заполнявшей чуть ли не все рекламные паузы всех доступных каналов. Каждый раз утверждалось, что лучшего творожка для детского питания не найти. И что ваш ребенок будет совершенно здоров и абсолютно счастлив, если только вы обеспечите его подозрительно яркими творожками.
Насмотревшись рекламы, дети всей страны безудержно требуют «Растишку». А между тем детям ее нельзя! Во всяком случае, нежелательно употреблять в пищу искусственные красители и ароматизаторы, которыми щедро сдобрена «Растишка» в нарушение Технического регламента на молоко и молочную продукцию.

Федеральная антимонопольная служба, проанализировав факты по этому делу, пришла 3 июня к выводу: реклама творожка «Растишка» не соответствует действительности и продукт никак не может быть рекомендован для детского питания. Во-первых, конечно, дело в красителях и ароматизаторах. Во-вторых, «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (СанПиН 2.3.2.1078-01) устанавливают нормативное содержание белков (от 7 до 17%) и углеводов (не более 12%) в творожных продуктах детского питания. В «Растишке» же, судя по информации на упаковке, содержание белка составляет не более 5,6%, а содержание углеводов - 14,5-15,3%. А значит, «Растишка» уже по определению не является полезной для детей. В-третьих, ни в рекламных роликах, ни на упаковке продуктов не было указано, на какой конкретно возраст рассчитано данное «детское» питание, что является нарушением Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

В общем, выходит: на всех российских телеканалах, охватывающих многомиллионную аудиторию телезрителей-потребителей, шла реклама продукта, который позиционировали как детское питание. И это при том, что оно таковым не является!

Ответственность владельцев рекламного времени перед потребителями - зона, с трудом регламентируемая и допускающая массу толкований и интерпретаций. Например, ответственен ли телеканал, рекламировавший европейский автомобиль как самый безопасный, перед покупателем этого автомобиля, пострадавшим в ДТП? Ответственен ли телеканал за вашу внезапную аллергию на духи, за то, что вы споткнулись на ступеньках торгово-развлекательного центра? Конечно, нет. Все эти проблемы - из категории случайностей и форс-мажоров.

Но вот за предоставление заведомо ложной информации телеканалы действительно ответственны и не имеют права выдавать за продукты для детей то, что такими продуктами не является. И чтобы избавить себя от гнева родителей и неприятностей со стороны ФАС, надо всего лишь внимательно прочесть список ингредиентов на упаковке, Технический регламент на молоко и молочную продукцию и часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

ФАС признала рекламу «Растишки» ненадлежащей и избавила детей и их родителей от назойливого «Расти на здоровье!». Но только на несколько дней. Увы, уже в праздники мы снова могли лицезреть этот бесконечный сериал. Производители «Растишки» очень формально выполнили постановление ФАС и указали в рекламе, что это питание для детей от 3 лет. Но содержимое ярких и соблазнительных для детей баночек не поменялось - избыточные углеводами и бедные белком продукты под плашкой «для детей от 3 лет» напоминают родителям об одном - ищите хороших дантиста и гастроэнтеролога.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram