Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 10(148) от 12.03.2009

Жизнь длиннее, чем кризис

, 16:21

Кризис бушует уже полгода. Пора подвести первые итоги и прикинуть, что будет дальше. Об этом – наш разговор с экс-советником по макроэкономике программы технической помощи казначейства США, главным экономистом компании «Меррилл Линч» в России и СНГ Юлией Цепляевой.

Долго ли продлится кризис?

- Я не из тех, кто считает, что в России он будет носить затяжной характер при любых обстоятельствах. Если мировые финансовые рынки не накроет новый виток кризиса, экономика стабилизируется в 2010 году. Я не говорю, что начнется бурный рост, но наступит хоть какаято стабильность. Скорее мы должны говорить об острой фазе и стагнации, которая за ней последует.

- Что за новый виток?

- Кризис в США идет волнами. Первая волна: в 2007 году начались невозвраты по ипотеке. Масштаб проблемы составлял примерно 300-350 миллиардов долларов. Второй вал нахлынул в 2008 году - после банкротства инвестиционного банка «Леман Бразерс» начался более широкий кризис банковской системы. Эта волна может подняться до 750- 800 миллиардов долларов.

Возможна и третья волна. Она будет связана с долгами по кредитным картам. В США эти долги оцениваются в 2 триллиона долларов. Если третью волну не удастся предотвратить, мировую экономику ждет эпоха серьезных потрясений. Скорее всего, после этого мир станет совершенно другим. Если же общими усилиями американских властей и европейского Центробанка удастся избежать этого удара, мы вздохнем посвободнее.

- С чем связан ваш оптимизм по поводу российской экономики?

- Кризис в России - типичный для стран с догоняющим развитием. Как и у них, у нас резко исчезла возможность занимать деньги на глобальных рынках. К тому же резко упали цены на сырье. Но обычно у развивающихся стран импорт превышает экспорт, а у нас нет. Обычно у них нет резервов, а у нас они огромные. Так что нам сейчас гораздо лучше, чем остальным. Каково им сейчас, хорошо видно по Украине. Страна близка к самому негативному сценарию.

Корпоративные дефолты там обязательно будут - это уже не обсуждается. Вопрос в том, будет ли государственный дефолт. С одной стороны, долг правительства Украины не такой большой. В 2009 году нужно выплатить всего 500 миллионов долларов. С другой, корпоративные долги рынка могут легко и быстро упасть на плечи правительства. Спасаете банки - извольте заплатить. И этот груз может оказаться непосильным.

России такое не грозит. Даже если сбудутся самые мрачные прогнозы, в течение года нам будет не так плохо, как остальным.

- Тем не менее впервые за многие годы у страны - дефицит бюджета. Планируется, что он достигнет 8% ВВП.

- Есть разные подходы, как правительству реагировать на кризис. В России выбрали такой вариант: чем глубже кризис, тем выше должны быть государственные расходы. Их наращивают, чтобы стимулировать спрос.

Кризис в России – типичный для стран с догоняющим развитием.

Если кризис будет краткосрочным (годполтора) - это лучший подход. Он не даст экономике впасть в депрессию, сгладит шок. Но если падение затянется - через несколько лет к уже существующим проблемам добавится бюджетный кризис. В любом случае, один год большого бюджетного дефицита для нас - приемлемо. Россия легко профинансирует его из накопленных денег.

- А их хватит?

- На год резервов не то что хватит, еще останутся. Да, пока шла плавная девальвация, из запасов потратили 200 миллиардов долларов. Но резервы для того и создавались, чтобы расходовать их в трудную минуту. Я не сторонник мягкой девальвации, но благодаря этим тратам Россия избежала полномасштабного банковского кризиса. Исследования Международного валютного фонда показывают, что, если такой кризис случается, последующее восстановление экономики удлиняется в 2-2,5 раза.

- Государственная помощь банкам вызывает массу вопросов.

- Она во всех странах вызывает вопросы. Хорошо бы не помогать, но тогда мы получим банковский кризис. А крупным предприятиям кредиты давали потому, что у них очень большие долги. Это не столько план помощи олигархам, сколько нежелание отдать, скажем, алюминиевую отрасль в руки иностранцев.

Хотя, с другой стороны, поддержка промышленности в целом совершенно неэффективна. Несмотря на все административные рычаги, деньги не дошли до предприятий среднего размера. Кстати, именно поэтому на 2009 год прогнозируют отрицательный промышленный рост.

- Насколько упадет промышленность?

- Мой прогноз по ВВП на этот год оптимистичный - будет нулевой рост. Есть прогнозы, что ВВП упадет примерно на 2%. Самое внушительное падение производства было в январе. Но я не думаю, что пике продолжится.

Дело в том, что импортные товары стали гораздо дороже. Изза этого импорт упадет минимум на 40%. Он будет уже не 292 миллиарда долларов, как в прошлом году, а 180-200 миллиардов. Поэтому у тех отечественных производителей, которые смогут удержать рублевые цены, производство падать не будет. А мы перейдем с зарубежных мяса и сыров на отечественные. Кстати, пищевая промышленность - вторая после нефтянки индустрия по величине иностранных инвестиций. Поэтому я с большим оптимизмом смотрю на перспективы производителей продуктов питания. С них, как правило, и начинается рост.

- Последний вопрос. Что посоветуете читателям?

- Главное - трезво взвесить свои возможности. За жизнь не по средствам сейчас ждет очень серьезное наказание. Кризис уже ударил по тем, кто взял кредиты, особенно в валюте.

С другой стороны, в 1998 году тоже было ощущение конца света - но потом экономические показатели превзошли докризисный уровень. Я считаю, закалка, которую мы получили тогда, сейчас очень поможет. Мы поняли, что жизнь длиннее, чем кризис. Так что пусть перемен боятся те, кто прожил последние 50 лет в относительном спокойствии. Пусть печалятся США, у которых дефицит бюджета - размером со все экономики бывшего СССР. А у нас еще все будет хорошо, хоть и не так скоро, как хотелось бы.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram