Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 35(121) от 28.08.2008

Роковая торговля

, 17:06

 СУТЬ ВТО проста как три копейки. Основной лейтмотив – глобализация. Главная идея – максимальное снижение таможенных пошлин. Тогда товары начинают свободно курсировать между странами. Понятно, что в конечном счете от этого выигрывают транснациональные корпорации. А вот мелкие региональные производители, как правило, разоряются.

 Обычно их, не дрогнув, приносят в жертву «процессу международного сотрудничества». Но для нашей экономики угроза гораздо серьезнее. Даже по оптимистичному подсчету Министерства экономического развития, от вступления в ВТО пострадает экономика 22 регионов страны. При этом некоторые ключевые отрасли долгие годы были ослаблены. Поэтому они легко могут погибнуть при первом дуновении торгового ветра. Начнем по порядку.

 Главная жертва, принесенная нами на алтарь ВТО, – поддержка сельского хозяйства. Климат у нас далеко не тропический, производительность труда на селе – низкая. Поэтому себестоимость мяса, овощей и молока выше, чем в теплых странах.
Что характерно, именно по аграрной части мы заключили единственное на сегодня юридически действительное соглашение с Всемирной торговой организацией. Оно касается американской курятины. На импорт птицы у нас установлена заградительная пошлина в 60%. Но окорочка Буша пересекают границу по льготной ставке в 25%.

 Понятно, в чью пользу работает это соглашение. Благодаря льготному режиму в прошлом году производители из Соединенных Штатов продали нам… 900 тыс. т курятины. Разводить кур выгодно и несложно. Поэтому их поголовье в России который год подряд растет на 15–20%. Так что мы давно могли бы обеспечить себя собственной птицей. Но на этом пути встает призрак ВТО.

 Вторая крупнейшая жертва глобализации – рыбная отрасль. Страна прочно подсела на зарубежную рыбешку. Одни только норвежцы продают нам лосося и форели на… 250 млн. долл. в год. В целом доля импортной рыбы на российских столах превышает 50%. Тем временем мы потеряли статус одной из крупнейших рыбных держав мира. Добыча за 15 лет упала в четыре раза, флот изношен на 70%, рыбные деликатесы из наших вод до недавнего времени прямиком отправлялись в Норвегию, Корею и Японию.

 Опять-таки, если бы не стремление в ВТО, ничто не мешало бы нам оставить всю рыбу себе, а поток импорта прижать пошлинами. Тем более что на поверку он часто оказывается нашей же рыбой, переработанной на зарубежных комбинатах. Тогда, глядишь, одна из самых проблемных отраслей давно поднялась бы с колен.

 Третий заложник ВТО – лесная индустрия. Тут и обсуждать нечего. Сколько копий сломали по поводу знаменитого леса-кругляка! Суть в том, что за границу мы гоним сотни миллионов тонн необработанных стволов. А обратно идут продукты высокой переработки нашей же древесины.

 Итог – в России до сих пор нет ни одного предприятия по производству легкомелованной бумаги. Лесных ресурсов у нас больше, чем у Канады и США, вместе взятых. А бумаги и картона мы производим в 2,5 раза меньше, чем Канада, и в 11 раз меньше, чем США…

 Ну и по «мелочам». В ходе переговоров по ВТО мы между делом легко сдали иностранцам… банковский сектор и страховой бизнес. Переговорщики прекрасно понимали, что у иностранных конкурентов ресурсов куда как больше. То, что для очень крупных российских банков – огромные деньги, для мировых финансовых гигантов – просто семечки. Аналитики твердят, что у наших нет никаких шансов выстоять перед такими противниками. Собственно, процесс пошел. Иностранцы уже скупили треть российского банковского бизнеса, через пару лет у них будет больше половины. Что касается страховых компаний – российских на этой поляне скоро вообще не останется.

 Далее: ни для кого не секрет, что мы полностью сложили знамена отечественного автопрома. Кто спорит, что автомобили отверточной сборки лучше, чем «Лады» и «Волги»? Да, наши марки конкурировали разве что с сильно подержанными иностранками. Нет сомнений, что им не очень-то помогла даже драконовская ставка в 25% на ввоз новых импортных автомобилей. Кстати, в ходе переговоров с ВТО мы пообещали снизить эту пошлину до 15%.

 Но тут уместно вспомнить такую историю. После Второй мировой войны экономика Японии лежала в руинах. Своего производства легковых автомобилей не было. Правительство долго решало – имеет ли смысл поддержать предпринимателей, планирующих начать их выпуск? Большинство государственных мужей склонялось к мысли, что у японцев нет никаких шансов в соревновании с американским автопромом.

 А что сейчас? Компания «Тойота» стала крупнейшим автопроизводителем в мире. Ее основной конкурент – американский «Дженерал Моторс» – в разрухе. Он несет огромные убытки и скоро разорится в пух и прах. Это полезный урок для тех, кто полагает, будто сдаться, сложить руки и полностью подсесть на импорт – единственно возможный для страны вариант…

 И наконец, главное. Собственно, почти все уступки мы без лишнего шума отыграли назад в течение нескольких последних месяцев. Правительство успело ввести заградительные пошлины на кругляк и приняло программу развития рыбной отрасли. Теперь российский улов можно разгружать только в наших портах. Что касается окорочков Буша – их судьба, похоже, тоже теперь решена. Нет сомнений, что американцы скоро лишатся всех таможенных льгот. Выходит, дело за малым?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram