Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 10(603) от 15.03.18 13+

Паровой котёл ЖКХ

, 20:25 , Обозреватель отдела Экономика

Чем ближе большие выборы, тем больше шансов, что население, которое давно почти поголовно можно записать в категорию малоимущих, получит от государства хоть какие-то пряники. Правительству прекрасно известно, какая тема самая болезненная и чаще всего выводит разозлённый народ на митинги. Конечно, это тарифы ЖКХ. За послед- нее время тут дали немало сладких обещаний, сбылось ли хоть что-то?

 

Тарифные баррикады

За своё неприлично долгое время во власти правительство Дм. Медведева успело раздать такое количество разнообразных обещаний на тему ограничения тарифного беспредела, что давно можно издать толстую брошюру под названием «Коммунальные сказки премьера». Начнём с главного и очень давнего обмана – обещания, что тарифы хотя бы не будут расти быстрее инфляции.

Если у кого-то наверху вдруг отшибло память, напомним, ещё в июне 2014 г. на совещании по ЖКХ в Челябинске Дм. Медведев подписал знаменитое поручение, требующее, чтобы ежегодный рост коммунальной платы не превышал инфляцию. Помимо прочего в документе, который немедленно спустили в Федеральную службу по тарифам, Минстрой, Минэнерго и Минэкономики, было предельно чётко сказано, поручение действует минимум до 2018 года.

Что имеем по факту? В начале 2018 г. Росстат даже с некоторым удивлением отметил рекордно низкую прошлогоднюю инфляцию. Она оказалась самой скромной за всю новейшую историю страны. Правительство закладывало в план на 2017 год 4%, на выходе получили 2, 5%. Как это отразилось на тарифах? Лучшей иллюстрацией, как премьер держит слово, стали недавние волнения в Новосибирске. Народ взорвался после того, как губернатор В. Городецкий подписал указ о разовом повышении тарифов на 2017 год на 15%, в том числе на 20% – на воду и на 16% – на горячую воду и отопление. Как оправдывался губернатор, решение без проблем проскочило и Антимонопольную службу, и Минстрой, и Минэконом. Народу от этого легче не стало, митинги шли волнами, самый большой собрал многие тысячи человек. В конечном счёте власть пошла на попятную, повышение отменили, вместо 15% коммуналка подорожала лишь на 4%.

Новосибирск – только самый яркий пример, митингов против роста тарифов хватает. Скажем, в Волгограде летом прошлого года люди собрались на площадь, требуя отменить повышение коммунальных цен на 9, 8% и вернуть отобранный властями бесплатный проезд льготников в городском транспорте. Та же народная реакция была в Омске и Великом Новгороде, возмущался Ижевск, где цены на коммуналку в 2017 г. подскочили на 9, 4%, на 2018-й местные власти заложили рост на 6%. Правда, в других регионах повышение проглотили, скажем, Кубань и Ленинградскую область не возмутил плановый рост цен ЖКХ на 6%.

Хотя, если приглядеться, повод выйти на площади с требованием к премьеру держать слово есть почти во всех регионах. Как вышло, что одной рукой глава кабинета министров подмахивает обещание держать тарифы не выше инфляции. Другой пачками подписывает документы, которые этому полностью противоречат. Самый свежий пример – утверждённый правительством план повышения тарифов 2018 г. по регионам. Хотя инфляция планируется не выше 3%, Якутии и Петербургу прописали рост платежей вдвое выше – на 6%. Кузбассу отрядили чуть меньше – 5, 9%, Томской области досталось 5, 2%, Хакасии, Туве, Иркутской и Омской областям – ровно 5%. Не пощадили даже нищий Алтайский край с ростом на 4, 5%. Вроде сами по себе цифры кажутся небольшими, особенно рядом с тем, к чему привык народ за предыдущие годы. Вот только в процентах, если сравнить с той самой инфляцией, это на 50–100% выше обещанного. Единственное яркое тарифное исключение 2018 г. – Новосибирская область, тут индексация ровно на 3%. Так что митинги – вовсе не сотрясание воздуха, это работает. Мощнейшее лекарство от беспредела властей предержащих.

 

Долговое давление

Что будет дальше? Поскольку обещания премьера по факту остались пустыми словами, возможно, случится то же, что в случае с паром и крышкой. Физика, как социальная, так и экономическая, тут очень проста, последствия рассчитать нетрудно. Вводные таковы – коммунальное давление на народный карман в последние годы непрерывно растёт. Мало того, налоговый нажим как таковой третий год растёт одновременно по всем фронтам, не только по ЖКХ. Тем временем народные доходы всё падают. Эксперты приводят такие выкладки.

Во-первых, даже по данным Росстата, коммуналка отъедает у семей всё большую долю денег. По статистике, только в 2014–2016 гг. средние по стране месячные расходы на ЖКХ в пересчёте на каждого человека выросли на 20% – с 1, 5 до 1, 8 тыс. рублей. Реальные доходы народа за это время заметно уменьшились. В результате, если в 2014 г. на коммуналку приходилось примерно 10% общесемейных расходов, два года спустя стало 11, 5%. Но это в среднем, бедным гораздо сложнее. Чем ниже доход семьи, тем большую долю съедает в нём коммуналка.

Во-вторых, самым бедным стало нечем платить. Когда 60–80% без того небольшого дохода уходит на продукты, на оплату коммунальных квитанций, в которых к тому же цифры всё круче, денег просто не остаётся. Результат налицо, в 2014 г. долги населения по коммуналке были относительно скромные – 111 млрд рублей. Большинству, видимо, на оплату хватало, по данным Института экономики города, в среднем по России долгов по ЖКХ не было у 97% владельцев жилья. В 2015 г. начался перелом, сумма народных долгов поднялась до 135, 8 млрд руб., год спустя она резко, двукратно, рванула вверх, добралась до 270 миллиардов. Даже это были цветочки, если верить недавнему заявлению главы Минстроя М. Меня, в 2017 г. долги поднялись радикально, достигли 645 млрд рублей. Таким образом, за четыре года кризиса долг вырос в шесть раз и достиг сумасшедшей суммы.

В-третьих, хотя такое решение напрашивается, правительство явно не собирается устраивать коммунальный Юрьев день со списанием очевидно непосильных долгов, хотя бы самым бедным. Напротив, давление на народ усиливается, выжимают как могут. Недавно Верховный суд выдал такую статистику: если в 2014 г. в российских судах было 2, 1 млн дел по долгам ЖКХ, в 2017 г. число дел подскочило до 5, 4 миллиона. То есть двукратный рост, при этом с учётом, что в РФ 75 млн взрослого работающего населения, в суд потянули примерно каждого четырнадцатого. Кстати, система принуждения работает как часы, сборы выросли примерно на столько же, на сколько дела. Если в 2014 г. с коммунальных должников по суду стрясли 60 млрд руб., в 2017 г. состригли 120 миллиардов.

Возможно, дальше будет ещё страшнее. 2017 г. отметился судьбоносным постановлением правительства, разрешающего отбирать жильё у должников. Даже единственное! Что характерно, в ходе обсуждений закона на ура принявшая его в итоге партия власти выдавала самые дикие заявления. Речь шла ни много ни мало об ускоренном выселении должников и предоплате по ЖКХ для всех, кто хотя бы раз просрочил платёж. По замыслу, даже если семья успеет погасить какую-то часть долга, её всё равно можно выставить из квартиры уже через полгода после первой просрочки.

Казалось бы, слуги народа для того и слуги, чтобы максимально поддержать людей в разгар кризиса. Ничего подобного, скажем, в комитете Госдумы по ЖКХ, который возглавляют единороссы, предложили запретить должникам любые сделки с жильём. То есть задолжал пару тысяч за газ или воду, квартиру не продашь, не расселишь. Другой жилищной новацией, выпорхнувшей из лагеря единороссов, стало заявление, что должников по ЖКХ надо не только не пускать за границу, но также лишить права брать кредиты. Выходит, если у кого-то за долги отбирают квартиру, не выйдет занять и отбиться. Это явно поможет желающим погреть руки, сбыв её за бесценок.

 

Высочайшее всепрощение

В общем, ситуация более чем прозрачная. Непрерывный рост цен на ЖКХ, при этом в разы опережающий рост реальных народных доходов, был первым ударом. Само собой, про премьерские обещания давно можно забыть. В ответ часть населения перестала платить, особенно малоимущая. Поэтому вторым ножом в спину стало резкое закручивание гаек в области вытрясания коммунальных долгов.

Видимо, кому-то и этого было мало, так что нанесли третий удар. Причём на сей раз самый коварный. Для многих почти смертельный, но сильно растянутый по времени. Речь о пресловутом налоге. В 2017 г. государство резко увеличило поборы с владельцев жилья, для многих он вырос в 5–10 раз, для кого-то и выше. Напомним, нынешней осенью налоговая разослала владельцам недвижимости – от квартир до гаражей, домов и участков – примерно 30 млн платёжек. Столько к РФ владельцев квартир или долей в них. Цифры такие, лучше не смотреть.

Главная подлость в том, если до нынешнего года налоги считали со стоимости жилья по оценке БТИ, теперь за основу берут кадастровую цену. Она порой заметно выше рыночной, цену можно оспорить, но придётся побегать по судам и экспертам. К тому же, чем дороже квартира, тем выше процентная ставка. Это может быть от 0, 1 до 2% от реальной цены участка или квартиры. При цене в несколько миллионов набегают десятки тысяч рублей в год. Это не всё, с каждым годом драть будут больше и больше. Пока, чтобы сгладить ужасный эффект, действуют так называемые понижающие коэффициенты. Но каждый год послабление будет всё меньше. С 2019 г. случится то, к чему так стремилось правительство, налог начнут брать по полной, уже без всяких отмашек и послаблений.

Понятно, даже тех, кто побогаче, не обрадует необходимость платить вместо нескольких сотен рублей в год многие тысячи, а то и десятки. Для бедных сумма может оказаться просто смертельной. Впрочем, авторам драконовского налога на последнюю, часто и единственную крупную собственность народа, на них, похоже, плевать. Чтобы подстраховаться, правительство, само собой, не забыло о штрафах, которые просто ужасны. Во-первых, тем, кто не заплатит налог до 1 декабря, начнёт капать неустойка в 1/300 ставки рефинансирования Центробанка. Каждый день! Во-вторых, дополнительно оштрафуют на 20% от неуплаченного налога. В-третьих, если налоговая инспекция докажет, что неуплата была умышленной, штраф может удвоиться, составит 40% суммы.

Наверху давно забыли не только про пресловутый верхний порог подорожания не выше инфляции. Выветрились из высочайшей памяти все остальные сладкие коммунальные сказки. Например, как в 2013 г. в приступе невиданной щедрости в Белом доме говорили о грядущем списании минимум значительной части долгов населения по коммуналке. По факту не простили ни копейки. Времена на дворе суровые, так что вместо всепрощения народ согревают ежовыми рукавицами. Правительство то ли реально не видит, то ли не обращает внимания, насколько его стараниями зажат тот самый простой человек, не понимает, что нужен срочный сброс пара.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram