Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Экономика № 47(589) от 29.11.17 13+

Иркутск вошел в большой дорожный марафон

, 09:09

В Иркутске завершен первый год участия в крупных федеральных проектах «Комфортная городская среда» и «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Ответственные за выполнение этих программ руководители подразделений городской администрации отмечают: планы на этот год выполнены в полном объеме, получен уникальный опыт, уже ведется подготовка к новому строительному сезону. Еженедельник «АН» ранее неоднократно освещал реализацию программы «Комфортная городская среда», теперь настало время подвести итоги по дорожным работам. Подробнее рассказывает заместитель мэра Иркутска, председатель комитета городского обустройства Елена Федорова.

— Елена Юрьевна, чем федеральный проект «Безопасные и качественные дороги» отличается от проводившихся в прошлые годы дорожных ремонтов и реконструкций в Иркутске? Дороги получили больше денег?

— Главное отличие заключается в том, что проект БКД предусматривает комплексный подход к ремонту улиц. Практика, когда подрядчики занимались только дорожным полотном, уходит в прошлое: сейчас каждый ремонтируемый участок включает в себя как непосредственно проезжую часть, так и тротуар, газон, бордюры, ограждения, освещение, разметку — все это заменяется полностью. Кроме того, в рамках программы организован многоступенчатый контроль качества выполняемых работ, в том числе инструментальный. Это тоже новшество.

Если сравнивать уровень финансирования прошлого и нынешнего годов, то объем средств примерно сопоставим — около 800 млн рублей. Однако ранее нам приходилось привлекать бюджетные кредиты, теперь необходимость в этом отпадает. По программе БКД в этом году нам было выделено 298 млн рублей из федерального бюджета, 363 млн рублей — из областного, еще 120,6 млн рублей было добавлено из городской казны. И это без учета средств на текущий ремонт дорог, работ по внутриквартальным проездам и частному сектору. У нас уже есть информация, что в следующем году из федерального бюджета по программе нам выделят порядка 400 млн рублей. С учетом областного и местного софинансирования общая сумма на ремонт магистралей в 2018 году также составит не менее 800 млн рублей. Программа действует до 2025 года.

— То есть на протяжении длительного времени в городские дороги будут гарантированно вкладываться значительные средства. Всем ли повезло так, как Иркутску?

— Далеко не всем. Иркутск вошел в число 37 российских городских агломераций, на которые распространяется этот федеральный приоритетный проект.

— Какие требования выдвигаются к участникам программы?

— Одно из основных требований — повышение безопасности улично-дорожной сети, ликвидация аварийных участков. В этом году нам удалось ликвидировать 29 таких участков — где-то мы установили новые светофоры, где-то добавили дополнительную полосу движения, где-то был обустроен пешеходный переход. На следующие годы у нас остается еще 54 очага аварийности.

О качестве выполняемых работ я уже говорила, контроль над расходованием средств федерального бюджета был очень серьезный. Перед началом ремонта нам необходимо было показать все участки, на которых предстоял ремонт, обосновать необходимость работ на них, а по завершению сезона мы отчитывались в Москве. Отмечу, что претензий к Иркутску не возникло. Обязательным условием участия в программе было привлечение общественности к контролю над ходом работ, нам удалось активизировать представителей различных общественных организаций — молодежных, спортивных, автомобильных и так далее. Общественники с удовольствием принимали участие в рейдах, активно общались с подрядчиками, указывали на недостатки, которые оперативно переделывались. Кстати, такой формат дополнительного контроля оказался очень полезен, представители общественных организаций готовы сотрудничать с нами и дальше.

Еще одно важное условие — приведение не менее 85% дорог в нормативное состояние. Мы посчитали: чтобы этого достичь, нам необходимо отремонтировать до 2025 года не менее 300 километров дорог. В этом году, перед тем как приступить к ремонту, в Иркутске проводилась диагностика, как нашими усилиями, так и специалистов из Росавтодора и ОНФ. Результат показал — лишь 27% дорог отвечало нормативам, однако по итогам дорожно-строительного сезона эта цифра поднялась до 50%.

— Как удалось так резко нарастить показатели?

— Дело в том, что в этом году мы включили в перечень ремонтируемых объектов те дороги, которые менее всего отвечают нормативным требованиям. Всего было отремонтировано 27 участков дорог общей протяженностью 27 километров и площадью около 400 тыс. квадратных метров. На них было уложено свыше 80 тыс. тонн асфальтобетонной смеси. Кроме того, было отремонтировано 45 тыс. квадратных метров тротуаров, поставлено семь новых светофоров, установлено более 1,6 км нового барьерного ограждения.

— Назовите конкретные улицы или перекрестки, где заметно изменилась обстановка после ремонта.

— Одним из наиболее крупных объектов стала Покровская развязка. Ее реконструкция была начата в прошлом году, в этом сезоне мы закончили работы. Помимо устройства проезжей части, там были также уложены тротуары, заменено освещение, инженерные коммуникации, ливневая канализация. Водители видят — развязка стала удобнее, там скапливается меньше пробок, поток движется быстрее. Еще одним подобным объектом стало Маратовское кольцо. Работы на нем также пройдут в течение двух этапов, первый — в этом году, второй — в следующем. Иркутяне уже оценили удобство перестроения на кольце по новой схеме. После реконструкции этого узла, по нашим расчетам, к вопросу ликвидации автомобильных заторов на Маратовском кольце не нужно будет возвращаться в течение пяти лет.

Заметными также стали работы на улицах Вампилова, Лермонтова, Советская, Маяковского, Розы Люксембург, где была обновлена и проезжая часть, и тротуары, а также газоны, ограждения. Впервые за много лет была отремонтирована улица Тимирязева, заменены трамвайные рельсы.

— Возникали ли сложности?

— Особых проблем не было, мы старались заранее решать сложности с нехваткой материалов, оперативно взаимодействовали с подрядчиками, если возникала необходимость что-то переделать. Мы извлекли положительный опыт из участия в программе, поняли, каким образом необходимо выстраивать график работ, чтобы не приходилось перекрывать улицы, мешать движению, успевать завершить ремонт в летний период. К следующему году будут сделаны выводы по отношению к некоторым подрядчикам — те, к кому возникали неоднократные нарекания, возможно, не смогут больше участвовать в контрактах.

— Применялись ли какие-то новые решения при ремонте дорог?

— Был опробован и положительно себя зарекомендовал целый ряд новшеств. Во-первых, это резиновое покрытие на участках дорог, где трамвайные рельсы пересекаются с автомобильным движением. Во-вторых — в большем объеме стали наносить термопластиковую разметку. Продолжили также опыт прошлого года по применению геосетки и специальных износостойких добавок в конструкции дорожной одежды для увеличения срока ее службы. В-третьих, практически на всех ремонтируемых дорогах перешли на гранитный бордюр, который гораздо долговечнее бетонного.

Помимо этого мы начали применять единый стиль оформления ограждений. Это актуальный вопрос — сейчас иркутяне активно дискутируют на тему, какого цвета должны быть дорожные ограждения в Иркутске. Пока для себя мы определили такой вариант: в историческом центре должны быть черные кованые ограждения, а в районах — на усмотрение жителей. Они могут голосовать по этому вопросу, звонить нам или в администрацию своих округов. Единообразие коснется и световых опор — в этом году мы начали переходить на металлические световые опоры, такие, к примеру, можно видеть на улице Старокузьмихинской.

— Уже известны планы на следующий год?

— Конечно, у нас уже готовы проекты. В феврале мы начнем разыгрывать конкурсы, чтобы подрядчики вышли на дороги с наступлением теплого сезона. В 2018 году в Иркутске планируется отремонтировать 33 участка автомобильных дорог протяженностью около 33 километров. В частности, продолжатся работы на Маратовской развязке, будут отремонтированы улицы Полярная, Безбокова, Дорожная, Аргунова, Чкалова и другие. Начиная с 2019 года в Иркутске стартуют более серьезные дорожные проекты, связанные с реконструкцией действующих и строительством новых транспортных развязок и целых магистралей. Это касается большого проекта с новой развязкой на улице Джамбула, повышения пропускной способности развязки на улице Сергеева и так далее.

Благодаря федеральной программе в ближайшие семь лет в Иркутске будет вестись планомерная серьезная работа, связанная с дорожным строительством и ремонтом. Это позволит значительно повысить комфорт проживания в городе, достойно выглядеть на фоне других областных центров.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram