Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 26(568) от 06.07.17 13+

ММКФ-2017: что запомнилось?

, 21:31

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Я уже писал в прошлом номере о сказочном во всех смыслах этого слова фильме Рустама Хамдамова «Мешок без дна». Хотелось видеть его на сцене во время церемонии закрытия с золотым Святым Георгием. Но не сложилось. Главный приз фестиваля достался фильму «Хохлатый ибис» режиссёра Цяо Ляна (Китай), который затрагивает актуальную тему экологической катастрофы, ставшей последствием бешеной китайской индустриализации. Но Хамдамов был отмечен специальным призом жюри, вторым по значению, и получать серебряного Святого Георгия вышла от имени режиссёра прекрасная Светлана Немоляева.

СЕРЕБРЯНЫЙ Георгий за лучшую мужскую роль достался Сону Хёнчу, сыгравшему в корейском фильме «Обычный человек». Фильм переносит нас в Сеул 1987 года. Играя простого следователя, который не прочь и силу применить, чтобы выбить показания из подозреваемых, актёр очень интересно строит свою роль, по ходу фильма абсолютно преображаясь. Получив задание от спецслужб приписать серийные убийства, которые сильно напугали жителей, одному уже пойманному бедолаге, он рьяно берётся за дело. И ему всё равно, что он шьёт это дело белыми нитками. У него есть сын, которому нужно сделать дорогостоящую операцию, и новые покровители обещают помочь. При этом ему дарят деньги и машину. Играя человека, навсегда, казалось бы, позабывшего слово «совесть», актёр находит интересные краски – перед нами как будто живой робот. И, совершая предательство, выдавая своего друга-журналиста властям, он вдруг начинает понимать, какую совершил подлость. Рискуя женой и сыном, он отказывается вести дело, становится одиноким героем, вступая в конфликт со спецслужбами. И лицо у актёра становится даже одухотворённым! Пожалуй, это действительно самая сильная мужская роль в конкурсной программе.

Серебряный Георгий за лучшую женскую роль получила Верена Альтенбергер из немецко-австрийского фильма «Лучший из миров». Она играет маму семилетнего мальчика, которая продаёт хот-доги в лавке на колёсах. Но основное время она проводит в грёзах со своим бойфрендом. Они героиновые наркоманы. В минуты, когда она возвращается к реальности, она понимает, что так продолжаться не может, что квартира-притон на первом этаже не самое лучшее место, где её сыну хочется проводить детство. Да и от её «гостей» есть прямая угроза – уже была попытка напоить мальчика водкой. Но, чтобы избавиться от вредной привычки, ей надо пройти специальные курсы, а значит, отправить любимого сына в детский дом. Вот какие страсти, оказывается, разворачиваются в тихом и благополучном Зальцбурге.

Но вернёмся в Россию, ибо два русских документальных фильма, пусть и ничего не получившие, стоят того, чтобы их отметить. Это фильм Сергея Дебижева «Раскалённый хаос», посвящённый столетию русской революции. Сквозное повествование ведётся от имени Ивана Солоневича, идеолога «Народной монархии». Иногда мы видим героя, который диктует свои мысли машинистке. Но в основном с экрана льётся живая история нашей страны. В фильме собрана грандиозная по объёму хроника тех лет, умело смонтированная с кадрами из художественных фильмов. Картина по энергии повествования полностью соответствует своему названию, обрушив на зрителя лаву из исторических свидетельств, известных и неизвестных фактов. Как готовилась гибель империи, Первая мировая война, интриги, заговоры, финансовое обеспечение – всё в фильме сжато в единое мощное художественное послание. Решится ли это послание показать телевидение – посмотрим.

Другой документальный фильм, обративший на себя внимание, – это «Последний вальс» режиссёра Юлии Бобковой о легенде посёлка Комарово, что под Петербургом, композиторе Олеге Каравайчуке. Когда-то в этом посёлке по распоряжению Сталина было решено выделить дачи для питерской интеллигенции. Здесь жили Ахматова, Шостакович, Галина Уланова, знаменитые актёры и режиссёры. И вот мы вместе с Каравайчуком отправляемся в последнюю, как потом станет ясно, прогулку по Комарово. И оказываемся совсем в другом посёлке, отличном от того, где когда-то известные люди ходили друг другу в гости. Мы видим трёхметровые заборы с камерами видеонаблюдения и охранниками в чёрных костюмах и чёрных галстуках. Каравайчук комментирует, что гулять по этим тюремным коридорам ему тошнотворно. Что душа его не может жить в этой тюрьме. И насылает на особняки соседей валькирий Вагнера. Режиссёр под Вагнера делает прекрасный монтаж из заборов, засовов, камер, охранников, внезапно подувшего ветра, от которого нагнулись кроны деревьев. Вообще музыка, в том числе самого маэстро, играет в фильме огромную роль. Такой щуплый, в вечном коричневом заношенном свитерке, Каравайчук ведёт нас по Комарово в последний раз. Сказав, что ему пора умирать, что эта жизнь потеряла для него интерес, он выполняет сказанное – умирает. Поразительно, но к могиле на Комаровском кладбище неподалёку от Ахматовой его гроб понесут всё те же «охранники»: люди в чёрных костюмах и чёрных галстуках.

Полнометражный дебют Юлии Бобковой «Прощальный вальс» за внешней несуразностью своего героя рассмотрел главное – что среди нас жил ангел, и теперь он просто возвращается к своим.

А теперь я, Сергей ШОЛОХОВ, прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram