Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 46(537) от 23.11.16

Выход из черноты

, 08:41

Пьеса Рустама Ибрагимбекова «Похороны в Калифорнии» написана 35 лет назад и не раз ставилась в ту пору, когда произведения, чуть иносказательно рисующие нашу действительность, принято было определять как «их нравы». При этом все прекрасно отдавали себе отчёт в том, что речь идёт о нас и наших нравах, скрытых ровно настолько, чтобы не придиралась бдительная цензура. Но она придиралась, и писателям, драматургам, режиссёрам театра и кино приходилось преодолевать немало препятствий на пути к читателю и зрителю.

Постановка этой пьесы художественным руководителем театра «Модернъ» Светланой Враговой (режиссёр Олег Царёв) под названием «Золотой каньон» представляется сегодня далеко не случайной. Как не случайна и работа режиссёров совместно с Рустамом Ибрагимбековым над текстом. Это сокращения, уточнения, некоторые заострения. Сама атмосфера вестерна служит неприкрытости, откровенности высказывания.

В подобной «переработке» (хотя совсем не факт, что все без исключения зрители, знакомые с творчеством замечательного драматурга, примут её безоговорочно) высветились вещи очень важные. Во-первых, готовность Ибрагимбекова пересмотреть написанное три с половиной десятилетия назад. Пьеса предназначалась для совершенно другого зрителя – значительно более интеллектуального, интеллигентного, имеющего культурный опыт при всех социальных и возрастных различиях аудитории. Сегодня имеем дело с другим залом, довольно поверхностно впитавшим эстетику западных кино, театра, литературы и утратившего в основной своей массе понятие о неизменных нравственных ценностях, духовных ориентирах. Для опытного драматурга именно нравственные ценности и духовные ориентиры всегда стояли и стоят на первом месте. Он будто переводит свою пьесу в несколько смещённый регистр, делая это с откровенной иронией, обманувшей кое-кого из тех, кто писал о спектакле, – они сочли новый вариант облегчённым.

Во-вторых, нельзя не отметить один из излюбленных приёмов режиссуры Светланы Враговой, которая выбирает для постановки те пьесы, которые в большинстве своём читаются и смотрятся сегодня как притчи. Именно по этой причине уже пятнадцать лет не сходит со сцены театра «Модернъ» одна из лучших пьес Рустама Ибрагимбекова «Петля», поставленная Светланой Враговой вместе с драматургом. В ней история взывает к переосмыслению, к пониманию того, сколь высока цена человеческой жизни и каким нравственным путём надо пройти к этому осознанию.

В-третьих, в «Золотом каньоне» единомыслие и «родство душ» режиссёра и драматурга вновь возвели пьесу о городке золотопромышленников и золотоискателей в разряд высокой притчи о смысле человеческого существования.

И это – самое главное.

Сегодня в пьесе и спектакле ничего уже не надо зашифровывать – она звучит не просто современно, а злободневно, яростно (но с иронией!) повествуя о наших нравах. И решён «Золотой каньон» в той яркой театральной форме, что присуща спектаклям этого театра и его создателю Светлане Враговой.

Довелось видеть один из первых премьерных спектаклей, в котором ещё не всё уложилось полностью, остались моменты, над которыми предстоит работа. Но нельзя не увидеть, насколько выросли совсем недавно молодые артисты – Мария Орлова, Алексей Баранов, Константин Конушкин, Александр Жуков, Станислав Сытник, Александра Богданова. Их сокрушительный темперамент, осмысленность не только характера, но и многочисленных контекстов сделали спектакль «Золотой каньон» событием.

Начавшись с явления Мэрилин Монро в развевающемся белом платье на фоне почти сплошной черноты (художник Лариса Наголова), действие продолжится пламенной речью Хозяина (Константин Конушкин) и появлением Путника (Алексей Баранов), человека, чью годовщину смерти должны в этот день отметить жители города. Этот притчевый ход сразу меняет многое в течении действия, за которым уже настроились наблюдать зрители. Ирония, доходящая временами до откровенной пародийности, уступает место недоумению, потом ощущению причастности к тайне, загадке, а потом – может быть, и неосознанно – включается чувство личного участия в чём-то очень важном, что необходимо решить для себя.

…Чёрное пространство так и останется чёрным до конца, но Китти и её избранник уйдут из города, в который невозможно войти и невозможно выйти. Уйдут, потому что поняли самое главное в этой жизни – необходимость ощутить себя не винтиком в продуманной для избранных системе, а человеком с чувством собственного достоинства, волей и стремлением изменить жизнь. Для таких всегда есть выход, театрально решённый почти как полёт, из самого длинного туннеля, из самого чёрного пространства…

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram