Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 15(506) от 21.04.16

Педагогика - вещь вампирская

, 09:09 ,

Заслуженный артист России, ректор Школы-студии МХАТ Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ родился в Ташкенте и до сих пор считает, что в советское время это был один из лучших, сказочно красивых, интеллигентных и интернациональных городов страны. Любя театр, Игорь Яковлевич хорошо знаком и зрителю, далёкому от сценических подмостков, по таким фильмам и сериалам, как «Такси-блюз» «Луна-парк», «Ландыш серебристый», «Журов», «Быстрее, чем кролики» и др. А ещё он является директором Центрального дома актёра, ставит спектакли и работает на телевидении.

- Игорь Яковлевич, как вы относитесь к мнению, что сейчас нет особой потребности в настоящей актёрской игре?

– Так могут говорить люди, которые никогда не занимались театром и не любят театр. Если говорить о русском театре, о его традициях, то именно актёрской игрой мы и сильны. Смешно это доказывать. Выпускники Школы-студии МХАТ тому доказательство: например, 81-летний Олег Валерианович Басилашвили. Эту мысль, впрочем, может навеять телевизионная сериальная продукция, где актёр действительно порой не нужен. А нужно «органичное произношение». Но мне как раз кажется, что органика уничтожает нашу профессию. Да, сейчас практически любой человек, органично произносящий текст, может быть актёром в кино. И знаете, он даже может один раз сыграть гениально! Но в том-то и состоит профессия актёра, что это нужно повторять из раза в раз. Надо понимать, как закрепляется, на чём держится та или иная роль.

– Но есть пример покойного Сергея Бодрова, которого вы хорошо знали и который как раз всегда шёл от себя, был органичен…

– Серёжа был прекрасным, но непрофессиональным актёром, он существовал в системе координат определённых фильмов. Сергей никогда не играл кого-то, он играл себя в определённых обстоятельствах. Что «Брат», что «Кавказский пленник». Он не играл в классике…

– А мог бы?

– Ну в сослагательном наклонении уже не скажешь. Не знаю. Он был потрясающий человек, богатая личность, я его действительно очень хорошо знал. Так же, как и отца, Сергея Бодрова-старшего, у которого я снимался в его первой картине «Непрофессионалы». Там был очень интересный, нетривиальный сюжет. Молодёжный самодеятельный ансамбль ездит с шефскими концертами по области. Как-то ребята приезжают в дом престарелых. Мир одиноких старых людей, брошенных детьми, заставляет музыкантов впервые осознать ответственность перед ними. В том фильме есть хорошая и сейчас очень актуальная мысль: как походя мы можем ранить человека… Когда несколько лет назад я был в Казахстане, где на студии «Казахфильм» проходили съёмки «Непрофессионалов», ко мне подошёл какой-то мужчина и сказал: «Можно я подарю вам ваш фильм «Непрофессионалы», он входит в золотую коллекцию «Казахфильма». Мне было очень приятно это слышать.

– Игорь Яковлевич, вы сейчас учите студентов. А вас самого ещё можно чему-то научить?

– Конечно! Если уйти от искусства – меня пару лет назад научили пользоваться компьютером. Хотелось бы ещё научиться водить самолёт. Вообще люблю чем-нибудь порулить. В прошлой жизни, мне кажется, я был водителем, обожаю крутить баранку… Что касается студентов, педагогика – вещь вампирская. В том смысле, что мы подсасываем не только кровь студенческую, но и эмоции. У нас нет института, который бы выпускал педагогов по мастерству актёра. Это всё передаётся из рук в руки. Меня в Школу-студию позвал Авангард Леонтьев, Леонтьева – Табаков, Олега Павловича позвал кто-то из его педагогов. А сейчас уже мои молодые ученики пробуют преподавать. Трудно переоценить тот момент, когда молодые люди подзаряжают тебя эмоционально. Конечно, нужно их понимать и самому не черстветь. Обычно говорят – вот в нашу молодость было совсем по-другому. Я стараюсь так не говорить. Правда, и отец мой считал, что в его молодости «такого не было». Но что же получается – с каждым поколением становится всё хуже и хуже? Я не верю в то, что мы были лучше, а те, кто за нами, – хуже.

– Сейчас вся молодёжь погружена в Интернет. Едешь в метро – все уткнулись в свои смартфоны, как раньше в книги. Вашим студентам Интернет не мешает?

– Театр как раз и не умирает оттого, что он двигается от живого к живому. То, что студентам не надо сейчас идти в библиотеку, в кинотеатр или картинную галерею – нажал кнопку и прочёл книгу, нашёл картину художника или посмотрел кино, что здесь плохого? В этом смысле Интернет помогает. Хотя, конечно, у него есть и свои отрицательные стороны. Меня он отвлекает, поэтому в сетях я присутствую только как читатель. Но что делать, мы все – заложники цивилизации.

Замечу, что в Школе-студии МХАТ есть и обычная отличная библиотека, и она никогда не пустует. И я рад за своего младшего сына. Ему в своё время попался хороший педагог по литературе, и вот он с удовольствием читает бумажные книги, анализирует их. Но не подумайте, что я категорический противник чтения в электронном виде. Самому приходится штудировать в компьютере пьесы и сценарии. Если бы читал по-другому, у меня бы в кабинете скопился целый склад макулатуры.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram