Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 14(505) от 14.04.16

Мастер-класс от Леонида Осиповича

, 09:17 ,

Известность к Петру НАЛИЧУ пришла после выступления на Евровидении в 2010 году. Но певец и композитор не стал почивать на лаврах, а продолжил поиски в разных жанрах и направлениях. Выпускал новые альбомы, исполнял партии в операх «Богема», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», пел городские романсы, писал музыку для спектаклей. А 28 апреля в Театре эстрады состоится концерт Петра Налича «Песни Утёсова и не только». Костяк его составят песни из репертуара великого советского певца, но также в программе прозвучат и другие композиции, не имеющие отношения к Леониду Осиповичу, но созвучные той удивительной эпохе.

- Пётр, когда вы впервые услышали песни Леонида Утёсова? Почему решили посвятить ему новый альбом и целый концерт?

– В глубоком детстве. И песни Утёсова, и другие песни той эпохи в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Георгия Виноградова были естественным бэкграундом, культурным фоном моей жизни. Как Москва, дома, деревья… Идея концерта «про Утёсова» возникла после его 120-летнего юбилея, в марте 2015 года. И наш концерт – такое напоминание о великом певце. А ещё в процессе музыкального поиска мне стало просто интересно, как Леонид Осипович работал с эстрадным оркестром, захотелось его опыт освоить, понять, уловить, систематизировать для себя. И пройти такой большой глобальный мастер-класс от Утёсова.

Мы работали с двумя замечательными аранжировщиками, которые «снимали» почти один в один оригинальные аранжировки Утёсова, а мы потом адаптировали их для нашего состава. Надо сказать, у меня нет сейчас какого-то постоянного музыкального коллектива. Есть много разных проектов, и под каждый мы собираем свой состав. И для проекта «Утёсов» набрали новых музыкантов. Здесь у нас присутствуют кларнет, три саксофона, две трубы, два тромбона, расширенная струнная секция, контрабас, фортепьяно, аккордеон, гитара и барабан. Приблизительно такой же набор, как и в настоящем оркестре Леонида Осиповича.

– По какому принципу отбирали песни Утёсова для концерта? У него же буйство жанров – от романсов и танго до песен блатных…

– По принципу «нравится – не нравится». В итоге выбрали 11 вещей, они довольно разные по стилю. Есть такие джазовые песни вроде «Когда проходит молодость» или «Будь со мной строгой». Есть «Ах, Одесса» – в стиле регтайм или в таком народном стиле «Раскинулось море широко». Отобрал я и одну неаполитанскую песню «Скажите, девушки», которую пело много исполнителей в самых разных аранжировках. Но блатные песни как-то не захотелось взять в программу. Я люблю их в исполнении Утёсова – и «Одесский кичман», и «Лимончики». Но мне показалось, что они будут выбиваться из того музыкального настроения, которое я хотел бы воплотить в концерте.

Ещё один важный момент. 28 апреля в Театре эстрады будут исполнены не только песни Утёсова, но и мои, специально написанные как результат того, чему я научился у Леонида Осиповича, у композиторов, которые с ним работали, в похожих аранжировках, в утёсовской музыкальной интонации. Новых песен сейчас уже написано четыре, я надеюсь, ещё две на подходе.

– Прочитал, что ваш дед Захид Налич был лирическим тенором, имел ангажемент в Белградской опере. Наверное, любовь к музыке и пению передалась вам от него?

– Думаю, тут есть некая генетическая связь, тем более что мой папа, сын Захида Налича, всегда прекрасно пел, хотя он по профессии скульптор… Захид Налич умер, когда мне было три года. У него была удивительная судьба! Родом из Боснии, из простого села, из многодетной семьи суровых горцев. Закончил Белградскую консерваторию. Началась война, он был коммунистом, ушёл в подполье. Потом их всех накрыло гестапо, дед попал в концлагерь, где чуть не погиб. Когда его поменяли в числе прочих на каких-то немецких пленных, он весил 35 килограммов. Он попал в титовские войска, в артистические бригады. Затем оказался в СССР, где и прожил до конца своих дней.

Когда я стал слегка известен, на меня вышли родственники из боснийского города Тузла. Двоюродный брат моего папы – у него огромная семья, мы стали с ними переписываться. Интересно было бы, конечно, съездить к ним, но я такой домосед! Если куда-то и соберусь, то только по делу. Хотя можно там дать концерт – зал пустовать точно не будет, родственников много…

– Вы стали известным с помощью Интернета, когда выложили свой первый видеоролик на YouTube. Насколько вы погружены в Сеть, как относитесь к всеобщей интернет-зависимости?

– Не очень погружён, стараюсь себя ограничивать, в том смысле, что не влезаю каждый день в социальные сети. Но Интернет – это, конечно, новый мощнейший медийный инструмент. Его можно использовать как себе во благо, так и во вред. В чём опасность? Человек становится аутистом, параноиком. Впрочем, у психологов есть для определения данной зависимости свои специальные термины. Я стараюсь не переводить всю свою жизнь в интернет-пространство. Если по делу, переписываюсь по компьютеру, чтобы всё было задокументировано, на всякий случай. А вот с друзьями предпочитаю встречаться лично. Личные разговоры всегда лучше вести вживую, за столом или на прогулке.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram