СРОЧНО
|27.07 21:49  Дерево упало на москвичку во время грозы |27.07 21:40  ФРС США приняла решение сохранить базовую ставку на прежнем уровне |27.07 20:46  Исинбаева рассказала, почему расплакалась в Кремле |27.07 20:30  Электричка насмерть сбила человека на севере Москвы |27.07 19:33  Появились подробности сегодняшней трагедии в московском метро |27.07 18:33  В московском метро произошел инцидент с пассажиром, движение поездов остановлено |27.07 18:04  В аэропорту Шереметьево бездомный мужчина избил женщину-полицейского |27.07 17:40  Путин жестко высказался о дисквалификации российских легкоатлетов |27.07 17:25  Елена Исинбаева расплакалась в Кремле (ВИДЕО) |27.07 17:24  Назван продукт, подорожавший в России сильнее других |27.07 17:04  Пару, зверски изнасиловавшую ребенка в Подмосковье, арестовали |27.07 16:40  У пенсионерки из Калининграда "экстрасенсы" выманили по телефону 1 млн рублей |27.07 16:28  В борьбе за большую науку схлестнулись «две башни» Кремля |27.07 16:27  Все страхи «проржавевшего канцлера» Меркель |27.07 16:24  На церемонии открытия Олимпиады в Рио выступит 12-летняя рэп-исполнительница |27.07 16:23  Дональд Трамп о демократах Хиллари Клинтон: «Ну, тупые!» |27.07 16:21  Слово купецкое хуже кандалов |27.07 15:43  Автобус протаранил остановку рядом с одной из станций московского метро |27.07 15:43  Путин: отсутствие российских спортсменов на Олимпиаде снизит накал борьбы |27.07 15:22  На востоке Москвы трамвай сошел с рельсов |27.07 14:55  На юго-востоке Москвы "скорая помощь" сбила пешехода |27.07 14:47  Глава Олимпийского Комитета России назвал самую проблемную сборную РФ |27.07 14:37  Экс-акционеры ЮКОСа отозвали иск к России из суда в Германии |27.07 14:32  В аэропорту Хабаровска рассказали, как экстренно садился самолет ВВС США |27.07 14:08  IAAF отклонила просьбу Мутко допустить "чистых" легкоатлетов к Олимпиаде |27.07 13:21  Дмитрий Песков: Россия не уходит от обсуждения проекта "Турецкого потока" |27.07 13:18  Кремль: отказ Киева выплачивать долг повлечет последствия |27.07 13:05  На кладбище в Германии мигрант изнасиловал пенсионерку |27.07 12:41  Сэйв Акинфеева в матче ЧЕ-2016 против Англии может стать лучшим в сезоне (ВИДЕО) |27.07 12:36  Украина разорвала отношения с Россией в еще одной отрасли

//Мы в соцсетях

//НАШИ ПАРТНЕРЫ

PR

//новости Kadam.net

//новости MIXADVERT.com

//новости 24СМИ

//Новости

//50 Плюс

//Пиши-Читай

//Новости news.net.finam.ru

//Поп-новости

//Культура

Благородная женщина попадает в джунгли

№ 46 (438) от 4 декабря 2014 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Благородная женщина попадает в джунгли
Стенли (Александр Большаков) и Бланш Дюбуа (Нелли Попова)

В этом сезоне пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» (1947 г.) вновь притянула современную сцену: премьеры состоялись и в МХТ имени Чехова, и в замечательном театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, которым руководит знаменитый Рудольф Фурманов (Санкт-Петербург). Причина появления пьесы в репертуаре вроде бы одна – грандиозная женская роль, таких больше не пишут. А результат различен – в Питере спектакль получился куда более цельным и глубоким.

В постановке история гибели Бланш Дюбуа круто накренилась в сторону драмы мужа её сестры Стенли Ковальского. Его роль получил Михаил Пореченков и по праву сильного мужчины и актёра буквально приковал к себе внимание публики. Пореченков, точно умелый адвокат, защитил своего героя – да, погубил женщину, но в целях необходимой самообороны, защищая свою семью от вторжения опасной чужачки. И довольно слабенькое, декоративное режиссёрское решение не оспорило действия артиста.

А в театре имени Андрея Миронова мы видим сильную, даже жёсткую волю режиссёра Влада Фурмана, который разворачивает историю гибели героини не только как её личную драму, но и как трагедию столкновения культуры и варварства, душевного благородства и наглой животной грубости. И в таком раскладе полное сочувствие вызывает исключительно героиня. Она – не только несчастная женщина в жизненном тупике, но и носительница культуры. Прекрасной и бесполезной, как тот китайский фонарик, который покупает героиня, чтобы прикрыть голую электрическую лампочку. Для джунглей, где она очутилась, все её попытки приукрасить, смягчить, облагородить действительность – жалкие уловки притворщицы. Ведь стая всегда свято убеждена, что культура – это ловкий фокус богачей...

Маленькая сцена питерского театра затянута металлическими щитами с грохочущими роллерами, которые открывают входы персонажам (художник О. Молчанов). Наверху, в проёме, видно пианино, украшенное разноцветными стекляшками, там помещаются пианист и певица Юлия Коган. Понятно – действие происходит в Новом Орлеане, истоке и притоне джаза, но певица взята не для того, чтобы ласкать слух разными фиоритурами. Звуки, которые издаёт рыжекудрая фурия, сродни ночным концертам джунглей, с воем шакалов и воплями гиен. Это – дух-покровитель варварского племени, в недра которого попала изящная пепельная блондинка Бланш Дюбуа – Нелли Попова.

Пожалуй, по цельности, разнообразию и обаянию это – лучшая из всех виденных мною Бланш Дюбуа. Попова не копирует буквально какую-либо голливудскую звезду – её Бланш не возможная героиня экрана, а бедная посетительница кинотеатра, мечтательная учительница. В ней проскальзывает то наивная обречённая прелесть Мэрилин Монро, то пронзительность Вивьен Ли, а то и властная требовательность Бетт Дэвис. Она впитала в себя мир человеческой мечты – музыку, поэзию, кино, и это для неё – оружие в борьбе с распадом, мраком и гибелью. Умная и проницательная, Бланш совсем не идеальна, и страх старости и смерти постоянно толкает её в любые случайные объятия (желательно – молодого человека), однако это не порок, а слабость.

Милая, простительная женская слабость – принарядиться, подкраситься, понравиться и тем самым хоть на мгновение преодолеть холодный ужас жизни... Но когда Бланш укоряет сестру, что та предала века человеческого развития и спустилась в первобытное общество к обезьянам, она становится грозной судьёй. Ей очевидно расчеловечивание Стеллы, живущей с обыкновенным мужским монстром-психопатом (злобное чудовище Стенли – отличная работа А. Большакова).

Стенли (Александр Большаков) и Бланш Дюбуа (Нелли Попова)

Опять-таки впервые я увидела на сцене не одну, а двух сестёр, потому что Ксения Каталымова (Стелла) создала полноценный образ, может быть, не менее трагичный, чем Бланш. Раздавленная самцом Бланш сошла с ума, но осталась сама собой, и её больная душа при ней. Может быть, в сумасшедшем доме ей будет даже лучше, чем на городских задворках, в чужой семье, станет и там петь песенки и флиртовать с врачами. А в Стелле происходят борьба и подмена человеческого – на звериное, внедрение джунглей в душу. Из любящего, симпатичного, приветливого человека она превращается в тупую визжащую самку. По обстоятельствам пьесы, Стелла беременна и в финале уже с ребёнком. Но когда стая уничтожила своего врага (в спектакле Стенли насилует Бланш без всякого её желания, это именно мерзкое насилие), в свёртке на руках у Стеллы оказывается оскаленная кукла Хеллоуина. Джунгли под завывания рыжего духа-покровителя принимаются исполнять дикий танец торжества. Замолк лепет человека о своих страданиях, поисках, мечтах – остались ночные вопли металлического ада...

Для постановки «Трамвая «Желание» в театре «Русская антреприза» Р. Орлом выполнен новый перевод, отжавший разные туманные красивости, – но при этом в тексте нет ни тени вульгарности, кроме того, режиссёр оставил без изменения самые знаменитые фразы из прежней версии. Ритмы спектакля – острые, быстрые, вполне приноровлены к современному рассеянному вниманию (зрителя надо постоянно «кормить», а то он отключается), но в них нет никакой тупой механичности. Жёсткая концептуальность сочетается в режиссёре Владе Фурмане с отменной чувствительностью. Нам не приходится гадать о его системе ценностей – он целиком на стороне культуры, благородства, душевной деликатности, ему жаль несчастных и заблудших, а не тупых и побеждающих. Вот это и есть подлинная режиссура, доверяющая автору, работающая на актёрский ансамбль и таким путём создающая собственный творческий мир, – это режиссура, а не копеечное самоутверждение на костях автора, погружающее артиста в глупое кривлянье.

Но нынче для громкого успеха талант и профессионализм не нужны, они даже опасны и вредны. Для успеха спектакль должен издавать характерный «запашок», на который слетятся «кураторы», раздающие эдакие «ярлыки на княжение». Среди слагаемых искомого запашка обязательно должно быть бессмысленное измывательство над автором и бесформенное актёрское кривлянье. Кроме того, режиссёр не имеет права высказывать какую бы то ни было любовь или жалость – человеческие чувства изгоняются метлой из объявленного торжества «постдраматического театра». Влад Фурман, выказывающий столь откровенное сочувствие гибели культуры, так явно предпочитающий поэзию, мечту, надежду на любовь и понимание, по зрелости своего профессионализма стоит на главной дороге театра – но его обязательно будут спихивать на обочину. Преувеличиваю? Да вы взгляните только на нынешний список претендентов на «Золотую маску».

А зрителя, который хочет обыкновенного чуда, т.е. «драматического театра», в расчёт не берут. Так и живём, не пересекаясь, – критика гугукает своё, а зритель драматического театра бежит туда, где ему уготовано счастье. В тот же театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Пока что есть куда бежать...

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите "Ctrl + Enter"



Весь номер в формате PDF, подписка

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Слово купецкое хуже кандалов

Слово купецкое хуже кандалов

//Новости партнеров

//новости MIXADVERT.com

//Новости партнеров


//Авторы АН

Все авторы >>

//Музподарок от Юры Валова

//Новости

Dom

//Новости ADWILE

//Новости advert.mirtesen.ru

//Наши фотогалереи

//Читайте также

//D-agency.net

//Новости Globalteaser.ru

//Новости СМИ2

//Новости Lentainform.com

//Новости LiveInternet.ru

//Наши партнеры