Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 45(437) от 27.11.2014

Ответственность персонажа перед историей

, 19:50

Актёр Театра им. Вахтангова Евгений КНЯЗЕВ – человек серьёзный. Он – ректор легендарной «Щуки». Удачно совмещает творчество и управленческую деятельность. Снялся более чем в 35 фильмах, но наибольшую известность ему принёс сериал «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». В запасе у актёра – сериал «Орлова и Александров», где он сыграл влюблённого Сталина.

- Евгений, в кино вы дважды сыграли Льва Троцкого, потом Зиновьева и Мессинга, теперь – Сталина. Вы чувствуете ответственность перед историей, когда играете исторических личностей?

–Ответственность, конечно, должна быть. Но не только моя, но и режиссёра, и сценариста. И если режиссёр говорит, что я сыграл хорошо, то он берёт ответственность на себя. Мы вместе рассуждали, должен ли Троцкий быть таким глумливым, может ли он плевать арбузными семечками на сапог Чапаева... С одной стороны, Троцкий был фанатом революции, сам Мейерхольд посвящал ему спектакли. С другой стороны, это при нём каждый десятый человек был расстрелян за неповиновение в армии. Помимо ответственности создателей фильма существует ещё и ответственность самого персонажа перед лицом истории.

– Вашей визитной карточкой стала роль Вольфа Мессинга. Вам удалось найти ответ на вопрос: то, чем обладал Мессинг, – это дар или проклятие?

– Об этом никто не знает, одни предположения. Как-то я встретился с Зиновием Высоковским, который жил в то время в одном доме с Мессингом. Он мне рассказал, как однажды встретил Вольфа Григорьевича и спросил его: «Это всё правда, что о вас рассказывают?» На что тот ответил: «А ты как думаешь? Если думаешь, что правда, то значит, это правда». Вот как хочешь, так это и понимай! Поэтому я никогда не хожу на передачи, посвящённые Мессингу. Как я могу судить о том, чего не знаю? В моём исполнении он оказался человеком повышенной честности, доброжелательности, который умел любить, страдать и мучиться. Настоящий герой, который мог прийти на помощь и которого так не хватает зрителям сегодня. После того как фильм отсняли, я был на могиле Мессинга. Принёс букет цветов и поблагодарил его за то, что он был, за то, что судьба мне даровала встречу в кино с таким человеком.

– Если Мессинг предсказал дату смерти Сталина и дату окончания войны, значит, есть судьба и всё предопределенно заранее?

– Конечно! Это даже я вам могу сказать, не обладая никаким даром. Кто его знает, как оказалась у Владимира Краснопольского моя фотография. Он увидел её и сказал: «Этот человек может сыграть Мессинга». Потом он посмотрел фильм «Пятый ангел». После чего позвонил мне и сказал, что я на 95% утверждён на роль. «Но мы же с вами не виделись и даже не знакомы», – удивился я. На что режиссёр мне сказал: «Я видел вас на экране, прочитал про вас, мне кажется, что вы подходите». Это было сказано по телефону за год до съёмок. Это мистика или не мистика? А может быть, это Вольф Григорьевич захотел, чтобы я эту роль сыграл? Всё предопределено заранее, но это не значит, что у человека нет права выбора. У каждого из нас есть свой путь, важно выбрать правильную дорогу и войти в правильную дверь. Если ты войдёшь в правильную дверь, то тебе будет легче идти дальше. Я не знаю, кем бы я сейчас был, если бы не захотел и не поступил в театральный институт.

– На роль Сталина в сериале «Орлова и Александров» вас взяли из-за роли Мессинга?

– Я был приглашён на пробы другого персонажа. Меня одели, загримировали, и в коридоре я встретил гримёра, с которой работал раньше. Я ей сказал: «Помните, как мы работали? У меня сохранились в телефоне фотографии с вашим гримом. Хотите покажу?» Она посмотрела на фото и говорит: «Ой, вы здесь с усами так похожи на Сталина!» Взяла усы, надела на меня парик и позвала режиссёра: «Виталий Николаевич, посмотрите, как Князев похож на Сталина!» Вот так благодаря гримёру я стал Сталиным.

Съёмки были очень серьёзными. Мы даже снимали на даче Иосифа Виссарионовича. Он, правда, там редко бывал, но это было место, специально построенное для него. В фильме «Орлова и Александров» Сталин предстанет в необычной для себя роли. Как мужчина, влюблённый в актрису Орлову, которая напоминала ему его жену Надежду Аллилуеву. Мы так и говорили: «Влюблённый Сталин». Поэтому мне бы хотелось, чтобы после выхода фильма стали говорить, что ничто человеческое ему было не чуждо, что он, как и все, влюблялся в женщин. Чтобы в этом сложном образе появилась романтическая нотка благодаря тому, как я его сыграл.

– Вы лауреат Госпремии 1995 года. За что вам её дали и кто вас награждал?

– Госпремию я получил за роль в спектакле Петра Фоменко «Без вины виноватые». Помню, это было в Георгиевском зале, вокруг меня сидели интересные люди, которые совершили что-то такое этакое: физики, химики и мы, артисты. Конечно, я волновался, но когда назвали моё имя и я пошёл, то стало как-то спокойно. Спокойно пожал руку Борису Ельцину, он приколол мне значок и сказал: «Поздравляю, молодец! Ты ещё молодой!» Госпремию мы с женой потратили на отдых – поехали всей семьёй в санаторий в Сочи, где сняли огромный люкс, чего раньше себе никогда не позволяли.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram