Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 24(416) от 03.07.2014

Таких хороших русских не бывает

, 09:10 ,

Виктор БЫЧКОВ – редкой скромности человек и актёр, в сентябре ему исполнится 60 лет. По-настоящему знаменитым его сделала роль егеря Кузьмича в комедии «Особенности национальной охоты». Парадокс в том, что этот фильм не задумывался как комедия. На первом просмотре картины в Сочи, на Кинотавре, Алексей Булдаков толкал Бычкова в плечо и спрашивал: «Вить, чего они все смеются?» Впрочем, зрители любят Виктора Николаевича и за роли в других фильмах и сериалах: «Луной был полон сад», «Кукушка», «Участок», «Турецкий гамбит», «Вий 3D» и др.

- Виктор Николаевич, вы один из немногих отечественных актёров, о которых можно сказать «всенародно любимый»… А каким было самое необычное проявление этой любви?

– В 1984 году я сыграл у Александра Рогожкина в фильме «Ради нескольких строчек» одну из первых своих ролей – немецкого паренька-егеря. Приезжаю со съёмок, иду по Невскому, а там День десантника. Ребята уже весёлые, и тому, кто им не понравился, они по голове бьют. Я одет во всё чёрное: джинсы, куртка, рубашка, ботинки, чёрный платок на шее. Такой неформал! Вдруг на меня надвигается огромный десантник. И я понимаю: всё, Витя, жизнь твоя кончилась. Я ему быстро говорю: «Простите, я – актёр!» Он посмотрел с недоверием: «Лицо вроде знакомое. И в каком кино ты играл?» Начинаю перечислять. «Да нет, не то… А про войну что?» Говорю: «Я играл немецкого егеря». – «Точно! Фашиста играл. А я-то думаю, с чего бы так вмазать тебе захотелось?!» И – пошёл дальше…

– А вот в 2008 году у вас был шанс сыграть у самого Стивена Спилберга в «Индиане Джонсе» – русского генерала Сикорского. Почему не срослось?

– Помните анекдот? Актёру звонит Спилберг, главная роль, 20 миллионов долларов, а тот отвечает: «Не могу». – «Почему?» – «У меня ёлки!» Это всё правда. Мне действительно предложили попробоваться в картину «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Я сделал проморолик для них: надел генеральский мундир, придумал сюжет, где мы специально для американцев поставили на стол квашеную капусту, огромную банку икры и штоф с настоящей самогонкой. Сняли, отправили диск Спилбергу. Вскоре моему агенту пришёл ответ: «Извините, но таких хороших русских не бывает!» Однако я не сильно расстроился. Почитайте рассказ Чехова «Радость». Помните, когда студент прибегает, суёт всем газету: «Теперь обо мне вся Россия знает!» А там написано, как он напился и в бесчувственном состоянии попал под лошадь. Прославился!.. Ну а мне такой славы не надо.

– Похоже, вы из тех актёров, которые могут годами ждать по-настоящему значимой роли?

– Вообще это унизительно – ждать какой-либо роли. В конце 80-х – начале 90‑х вокруг меня в ожидании роли спивались артисты, целое поколение. Ничего не было – пустота! И я сам целый день пил кофе на «Ленфильме» – вдруг хоть крохотный эпизодик предложат. Ночью лежал на диване и размышлял: «Птичка я певчая, а все гусеницы кончились, и кушать нечего». Зато все знали: если прийти в ленфильмовскую кофейню, там можно найти актёра Бычкова и попросить его сыграть какого-нибудь очередного «Витька». «Витёк» – это когда роли нет, дали эпизодик, сам чего-то там насочиняешь, человечка, характер. У меня «Витьков» таких штук 20…

Был период в те же 90-е годы, когда я мыл полы в кооперативном магазине. И был такой режиссёр – Владимир Воробьёв. Он как-то случайно в этот магазин зашёл, чтобы купить зонтик за полторы тысячи рублей, и увидел меня. А я в то время получал зарплату в театре 150 рублей и 750 рублей – за месяц мытья полов в ларьке три раза в день. То есть два месяца моей работы – это один его зонтик. Продавщица вышла покурить, я «оторвался от швабры» и помог Воробьёву купить зонт. Так он потом на «Ленфильме» всем рассказывал, что у Бычкова собственный кооператив, и ему ролей не надо, он и так богатый.

– Светлана Светличная в 90-е годы торговала пылесосами, Фёдор Добронравов мыл полы в Третьяковке, Игорь Скляр  таксовал…

– Это исключения. Я знаю огромное количество людей, которые уходили из профессии. Они говорили: «Мы сейчас ненадолго уйдём, а потом вернёмся». Но профессия их уже обратно не пускала. Они пропадали с концами.

– В картине «Вий 3D» вашим партнёром был Валерий Золотухин. Это была одна из его последних ролей в кино. Каким вам запомнился на тех съёмках великий актёр?

– Он был очень великодушным человеком.Был момент в Чехии, где снимался «Вий», когда мне показалось, что мы с ним разругались вдрызг. Валерий Сергеевич ждал меня, зашедшего по дороге в магазин, около часа. Дело было ночью, после съёмок, он сидел в автобусе, больной, уставший. А я вообще не знал, что он едет со мной в одном автобусе: он тихо сидел рядом с водителем, было темно… Когда же я увидел его, я, конечно, извинился за свою задержку, но потом всю ночь мучился: «Ну вот и всё – обида на всю жизнь!» Актёр в возрасте, я его так уважал, а заставил ждать себя целый час. Будь прокляты эти чешские сувениры, которые я покупал! Мучился, мучился… Приезжаю утром на площадку, а Золотухин протягивает мне свою книгу с трогательным посвящением. И дарит – с широченной улыбкой!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram