Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 42(180) от 22.10.2009

Народный артист из кавалерии ОГПУ

К 100-летию со дня рождения Валерия Лекарева

, 19:21

Мой отец родом из донских казаков. История его семьи началась осенью 1831 г., когда Николай I сослал на Северный Кавказ на поселение амнистированных участников антирусского Варшавского восстания подхорунжих. Среди ссыльных был фельдшер Стефан Чубаровский, которого определили на жительство в казачью станицу Аксайскую. Дети и внуки польского лекаря получили прозвище - Лекаревы. В 1903 году в составе охранного казачьего полка в Москву приехал Петр Лекарев. После службы пошел рабочим на завод, женился на москвичке. Та родила ему двух дочерей и сына Валерия. Жили в Замоскворечье. Отца с 12 лет отправили в фабрично-заводское училище (ФЗУ) завода «Красный пролетарий». Учился на слесаря-инструментальщика.

Быть бы отцу квалифицированным рабочим, но вмешалась судьба. В самом начале улицы Большая Ордынка манил своими афишами волшебный мир Театра Струйской (ныне филиал Малого театра). Знакомый театральный сторож за бутерброды с колбасой пускал мальчика со служебного входа на колосники сцены.

Еще одним увлечением было кино. Герои лент Голливуда - Конрад Вейд, Гарри Лидтке, Милтон Силлс - метко стреляли, эффектно дрались, безумно влюблялись и красиво умирали на экране. В итоге отец в 16 лет подал заявление в актерскую школу киностудии «Мосфильма», а заодно стал абитуриентом театральных курсов студии им. М.Н. Ермоловой. Парня в кепке с типичной внешностью рабочего и незвучной фамилией приняли и там, и там. Подкупил личным обаянием, органичностью и простотой.

Интуиция подсказала выбрать путь театрального актера. Но учебу в ФЗУ Валерий не бросил. Заводская стипендия позволяла семье сводить концы с концами. На вечерних занятиях по актерскому мастерству клевал носом, вызывая смех однокурсников - будущих знаменитостей. И все же природное упорство победило, и в 1929 году отец одновременно получил на заводе удостоверение слесаря-инструментальщика, а в студии - диплом актера. А 1 октября в первый же сезон театра-студии им. народной артистки РСФСР М.Н. Ермоловой стал полноправным членом коллектива.

Театр создавали актеры и режиссеры Малого театра и МХАТа. Среди них: Елена Константиновна Лешковская, Сергей Васильевич Айдаров, Макс Абрамович Терешкович, Николай Павлович Хмелев, Азарий Михайлович Азарин, Мария Осиповна Кнебель. Они преподавали молодым актерам основы системы Станиславского, но при этом многое брали и из практики Мейерхольда. Студийцы каждый день посещали мастер-классы, которыми являлись спектакли с участием гениальных артистов МХАТа и Малого. Особенно поклонялись Михаилу Чехову, Александру Остужеву, Леониду Леонидову, Всеволоду Блюменталь-Тамарину, Степану Кузнецову и Борису Щукину. Тогда в московские театры пускали по удостоверениям студий. Так театральные власти старались сохранить преемственность поколений.

Кавалерия ОГПУ

В 1932 году c театром отцу пришлось расстаться. Его призвали в армию. Службу проходил в кавалерийском дивизионе особого назначения войск ОГПУ. Выходец из казачьей семьи в седле держался, как учил отец. Но сцена влекла неотвратимо, и он создал в дивизионе драмкружок. Ставил военно-патриотические пьесы. Начальство отметило талант молодого бойца. Его зачислили в состав агитбригады и откомандировали в Москву, в военный ансамбль. Когда в январе 1934 года служба кончилась, красноармеец В. Лекарев опять стал ермоловцем. В репертуар театра включился первым составом.

СМЕРШ в театр не ходит

Когда началась война, театр был эвакуирован в Махачкалу. Там бывший кавалерист сумел добиться включения в состав единственной в Закавказье «фронтовой» концертной бригады. Программу показали командованию Северо-Кавказского направления (маршал С.М. Буденный) и куратору Южного фронта партизанского движения (полковник ГРУ Хаджи Мамсуров). Те одобрили и прикомандировали к 44-й армии. В концертах бригады принимали участие такие знаменитости, как Любовь Петровна Орлова и Клавдия Ивановна Шульженко.

Летом 1942 года немецкие танковые войска взяли Моздок. Чтобы остановить беспорядочное отступление Красной армии И. Сталин издал знаменитый, приказ №227. В нем шла речь о заградотрядах, штрафбатах и расстреле на месте в случае паники. И это чуть не стоило отцу жизни. Его концертная бригада была на Майкопском направлении. Когда возникла угроза оказаться в «котле», артисты вместе с штабом 44-й армии успели вырваться к своим в самый последний момент. В кольцо не попали, но угодили в руки смершевцев. А они в театр не ходят. У них свой план поимки шпионов. Давай, хоть удавись. Для них штатские люди в группе вышедших с линии фронта бойцов могли быть бывшими белогвардейцами. Начала вырисовываться «стенка». Выручил командир, побывавший накануне на концертах фронтовой бригады. Опознал актеров и отправил в расположение агитцентра. Все кончилось благополучно. Валерий Лекарев за проявленное мужество был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа».

Театральная Москва

О творческом расцвете актерского таланта Валерия Лекарева в послевоенный период написано достаточно много.

Отец был занят почти в каждом спектакле театра. Что ни роль - то удача, похвалы, лестные отзывы в печати. Многие образы, которые он создал, вошли в золотой фонд истории Ермоловского театра. Прежде всего это - Достигаев в пьесе М. Горького «Достигаев и другие», Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского, Супругов в инсценировке «Спутников» Веры Пановой, образ Ленина в «Прологе» А. Штейна. В «Известиях» тех лет о нем писали: «В. Лекарев - очень яркий актер, не эксцентрический или гротесковый, а просто очень яркий в своем точном реалистическом стиле характерный актер».

О человеческих качествах отца написал в своих мемуарах под названием «Гении и подлецы» его многолетний партнер по сцене Георгий Бахтаров: «...в театре В. Лекарев был защитником всех обиженных и оскорбленных. Как только кого-то обижали, кидались за поддержкой именно к нему. В нем не было ни капли фанфаронства и зазнайства. Он обладал огромным запасом юмора и всегда был душою общества ермоловцев».

Журналистка одной из московских газет так начала свою статью: «Узнав, что я собираюсь писать о Валерии Петровиче Лекареве, гардеробщица театра несказанно обрадовалась. Говорит: напишите о нем как можно больше хорошего. Он этого заслуживает. Чудный человек!»

Актера убил Ленин

Последняя роль В. Лекарева на сцене театра - роль Ленина в спектакле «Снега» Ю. Чепурина. В тот год намечался XXIV съезд партии. Ермоловский театр оказался единственным, кто ставил пьесу про вождя. На просмотры зачастили комиссии из отделов культуры ЦК и МГК партии, из Минкультуры и Моссовета. Спектакль приняли, но нервы актерам потрепали изрядно. Исполнитель - беспартийный. Ленин у него не картавит. Пришлось объяснять, что суть не в том, чтобы передразнивать Ильича, а в раскрытии его политического гения. С трудом согласились. Умер Валерий Петрович скоропостижно после премьеры 14 сентября 1971 года.

Судьба по-своему отблагодарила замечательного артиста. Его похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с теми, кто сопровождал его творчество на протяжении его яркой, но такой короткой жизни. На участке, где находится его могила, покоятся Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, М.А. Булгаков, К.С. Станиславский и М.Н. Ермолова.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram