Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 40(126) от 02.10.2008

Талантам надо помогать

В художники берут тех, кто не разучился рисовать высунув язык

, 11:42

 

Виктор Евгеньевич, неужели сегодня талантливых детей в России стало меньше?

- Талантливых детей по всей стране очень много. Просто их поиском надо заниматься - с ними надо правильно работать, привлекать в наш лицей. Причем вот что интересно: до восьми лет дети так блестяще, «вкусно» рисуют, а вот как только начинают подрастать - все хуже и скучнее. В 14 лет ребенок не может посоревноваться с 6-летним малышом, потому что шестилетка рисует от души и свободно. У 14-летнего уже нет такой наивности, открытости, а навыков в рисовании недостаточно для самовыражения. Вот с этой проблемой и работаем в системе детских художественных школ (ДХШ). Нам нужны дети, которые рисуют высунув язык, которым нравится рисовать, которые жить без этого не могут. Академическое образование, традициям которого мы следуем, предполагает старание, послушание, терпение, полную отдачу. Мы собираем талантливых ребят, которые хотят посвятить свою жизнь профессии, воспитываем, обучаем в нашем лицее за семь лет до уровня поступления в вуз, а именно: в МГАХИ им. В.И. Сурикова. У учеников есть возможность напрямую общаться с известными художниками, с их творчеством не только в музейных залах, но и в повседневной жизни, участвовать в общих выставках наравне с учителями. В мире, пожалуй, нет учебных заведений, подобных Московскому и Петербургскому лицеям, которые сохранили настоящее классическое академическое художественное образование, а также всю связанную с этим систему подготовки - именно для особо одаренных детей. Мы не стоим на месте. Организуем новые семинары в регионах, например, скоро поедем в Красноярск. Создали учебную программу для детских художественных школ.

- А какие проблемы, сложности есть у лицея?

- Сложности, конечно, есть. Школа, созданная в 1939 году для особо одаренных детей, фактически имела статус среднего специального учебного заведения. Она готовила учащихся к поступлению в вузы. За годы советской власти были сохранены старые академические традиции, дополненные новыми веяниями XX столетия, в частности работа на пленэре, которая предполагает выезды в другие регионы страны.

Сейчас школа, на мой взгляд, находится в критической зоне. Наша главная проблема - отсутствие статуса, соответствующего его реальным задачам, роли, традициям. Спецшкола стала школой с дополнительным художественным образованием. Это беда. Нужно срочно что-то делать для возвращения статуса. Сейчас обучение сокращено на целый год, урезана программа обучения по специальности; отменены стипендии за хорошую учебу, оплата выездных поездок. Интернат для иногородних одаренных детей используется только наполовину. Многие помещения сдаются коммерческим структурам. Зарплаты художников-педагогов до смехотворного малы. Получается, что художники работают на голом энтузиазме. Или уходят.

- Искусству всегда требовались меценаты. Недавно совместно с нашей газетой был осуществлен соцпроект «Шаг в культуру», где на одноименной выставке (по системе ДХШ) одаренные дети-художники из Перми были премированы за лучшие работы поездкой в Париж. Выпускник вашей школы Сергей Андрияка активно рекламирует свою студию, принимает талантливых ребят и дает им возможность выставлять свои работы. Есть ли у вашего лицея подобные выставки, позволяющие окружающим познакомиться с работами юных художников?

- Реклама в школе очень скудна. Но у нас проходят две-три выставки в год, кроме того, наши выставки выезжают по городам. Делаем показы прямо на местах - приезжаем, пишем и выставляем лучшие работы. Например, так делали на Соловках, в Сочи. Выставка педагогов бывает каждый год и для нас очень ответственна - дети смотрят, как рисуют их учителя.

Первая в новом учебном году большая выставка, прошедшая в сентябре, была посвящена предстоящему 70-летнему юбилею лицея. Сейчас мечтаем провести юбилейную выставку в Академии художеств, видимо, это будет ретроспекция; попросим принять в ней участие заслуженных преподавателей, наших выпускников.

- А как одаренный ребенок, который любит и хочет рисовать, может поступить в лицей?

- Дети сдают конкурсные экзамены: рисунок с натуры, живопись или скульптура с натуры и композиция. Допуск к экзаменам осуществляется после просмотра работ абитуриентов.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram