Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 18 (864) 11-16 мая 2023 13+

Анатолий Папанов: «Любовь на старость отложить нельзя»

, 18:35 , Шеф-редактор балтийского бюро АН

Анатолий Папанов: «Любовь на старость отложить нельзя»

8 мая на сцене Московского академического театра сатиры состоялся спектакль «А.Д. Папанов: любить и верить», посвящённый легендарному артисту Анатолию Дмитриевичу Папанову...

Август 1987 года... В Риге проходят гастроли легендарного Театра сатиры. Билеты на все спектакли распроданы. Неожиданно по Риге прошёл слух – «Анатолий Папанов не приедет, спектакля с его участием не будет...» Почему? Что случилось? Поклонники Анатолия Дмитриевича в недоумении. Позже слухи обрели реальность – Анатолий Дмитриевич Папанов не сможет сыграть на сцене Латвийского театра оперы и балета – он ушёл. Не из театра. А ушёл навсегда.

В 1987 году Анатолий Папанов начал сниматься в картине «Холодное лето пятьдесят третьего». Супруга актёра Надежда Каратаева словно предчувствовала беду – просила мужа поберечь себя, отказаться от съёмок, но Анатолий Дмитриевич сказал, что уже два года не снимался и зритель стал его забывать.

Не думал, видимо, актёр, что и следующие поколения зрителей будут наслаждаться картинами «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «12 стульев», «По семейным обстоятельствам» – можно перечислять и перечислять роли удивительного актёра... Картины, в которых принимал участие Анатолий Дмитриевич, давно стали классикой, а фразы, сказанные его героями, крылатыми. Голосом Анатолия Папанова говорят персонажи многих советских мультфильмов, включая тигра Шер-Хана («Маугли») и Волка из «Ну, погоди!».

Московский театр сатиры. Как принято упоминать в титрах, «наши дни». Друзья, коллеги, близкие вспоминают Анатолия Дмитриевича Папанова... Зал переполнен. Невозможно сдержать слёзы – трогательно, душевно, искренне. Зритель, затаив дыхание, не может оторвать взгляда от сцены.

«Это был великий, культовый человек. Когда говоришь о Папанове, то надо понимать, что индивидуальность определяет всё. Я много лет работал с Анатолием Дмитриевичем, изо дня в день наблюдал его. Есть такая фраза – «незаменимых нет». Это неправда. Такого, как Папанов, заменить нельзя», – рассказал президент Театра сатиры Александр Ширвиндт.

Совсем недавно, осенью 2022 года, в Театре сатиры вспоминали великого актёра в честь его 100-летия. Теперь же дата спектакля выбрана не случайно – Анатолий Дмитриевич Папанов прошёл тяжелейшие вёрсты войны. В 1940-м его призвали в армию, и после начала Великой Отечественной войны он попал на фронт.

«Я помню свой первый бой, в котором из нас, 42 человек, остались в живых 14. Я ясно вижу, как падал убитый наповал мой друг Алик Рафаевич. Он учился во ВГИКе, хотел стать кинооператором, но не стал... Я видел, как люди возвращались из боя совершенно неузнаваемыми. Видел, как седели за одну ночь. Раньше я думал, что это просто литературный приём, оказалось, нет. Это приём войны», – записал Папанов.

Память о войне, погибших друзьях и однополчанах он запечатлел в своих ролях – генерала Серпилина в военной драме «Живые и мёртвые», командира полка в «Служили два товарища», бывшего радиста Николая Дубинского в «Белорусском вокзале». Сам Папанов командовал взводом зенитной артиллерии, и в 1942-м был тяжело ранен. После демобилизации осенью 1942-го поступил в театральный институт – его взяли сразу на второй курс, так как не хватало мужчин. Будучи студентом, Папанов с однокурсниками выступал перед фронтовиками.

Дочь актёра Елена Анатольевна рассказала, что 9 Мая был любимым праздником Папанова – он ходил на Красную площадь, его приглашали на трибуны, встречался с однополчанами.

Посмотрев спектакль, я открыла для себя другого Папанова – ранимого, удивительно тонкого и любящего человека. Анатолий Дмитриевич любил говорить со зрителем и умел это делать. А ещё актёр любил читать стихи на творческих вечерах.

Не знаю, сколько жить

Но заявляю вам,

«Работу можно отложить

на старость.

Любовь на старость

отложить нельзя».

Справка «АН»

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме. С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, впоследствии командовал взводом зенитной артиллерии. В начале 1942 года был тяжело ранен. Получив инвалидность третьей степени, был демобилизован. В 1942 году поступил на актёрский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС), был зачислен сразу на второй курс.

В 1946–1948 годах являлся актёром Клайпедского русского драматического театра, в 1948 году перешёл в Московский театр сатиры, где служил до 1987 года. Среди постановок с его участием – «Вас вызывает Таймыр», «Клоп», «Мистерия-буфф», «Золотой телёнок», «Двенадцать стульев», «Дом, где разбиваются сердца», «Ревизор», «Бег». В общей сложности он сыграл в Театре сатиры около 50 ролей. В 1987 году поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.

В качестве актёра массовых сцен снялся в довоенных кинофильмах «Ленин в Октябре», «Минин и Пожарский», «Подкидыш». Популярность в кино пришла к Папанову после роли генерала Серпилина в фильме «Живые и мёртвые» Александра Столпера. Затем последовали картины «Берегись автомобиля», «Адъютант его превосходительства», «Служили два товарища», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Белорусский вокзал» и другие. Всего Папанов принял участие в съёмках почти 100 фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей десятков мультфильмов. Большинство картин с участием актёра входят в золотой фонд отечественного кинематографа.

Папанов умер 5 августа 1987 года в Москве на 65-м году жизни от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram