Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 45(587) от 16.11.17 13+

Чарка Петра и табакерка Екатерины

Куда летят наши 300 миллионов рублей? Где пункт назначения?

, 21:24 , журналист, обозреватель, продюсер

Впервые за свою 50-летнюю историю Алмазный фонд Московского Кремля покажет свои драгоценные и уникальные экспонаты не в родных стенах, а в залах Государственного исторического музея.


СВОИМ появлением выставка «Национальные сокровища России» обязана юбилею Алмазного фонда Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Гохран России), которому в этом году исполнилось 50 лет.

В 1719 году Указом Петра I была создана Камер-коллегия, на которую было возложено хранение коронационных регалий, редких самоцветов и выдающихся ювелирных изделий. Все ценности хранились в отдельном помещении, и доступ к ним был ограничен. Позже хранилище, получившее название Бриллиантовой комнаты, получило прописку в Зимнем дворце, куда со всего мира привозили редчайшие камни, самородки и ювелирные изделия. Во время Отечественной войны 1912 года драгоценности были перевезены из Санкт-Петербурга в Москву, подальше от линии фронта. В 1922 году, после революции, Народный комиссариат финансов РФ провёл инвентаризацию коллекции, подробно описал её состав.

Коллекция была названа просто и изысканно – «Алмазный фонд». В 1967 года она получила постоянную прописку в Московском Кремле. Торжественное открытие постоянной экспозиции Алмазного фонда Московского Кремля состоялось 2 ноября 1967 года, и красную ленточку перерезал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. С этой даты и ведётся официальная история кремлёвской выставки.

Ввиду небольших выставочных площадей, очень маленькой проходимости и жёстких правил кремлёвской охраны попасть на выставку в Алмазный фонд обычному советскому человеку было практически невозможно. Особыми льготами пользовались иностранцы, для которых билеты бронировали за полгода вперёд. Но те, кто увидел алмазные сокровища России, отмечали ограниченность времени и экспонатов. Поэтому есть надежда, что выставка сокровищ России Алмазного фонда Московского Кремля в Историческом музее станет настоящей сенсацией. Ведь выставочные площади и современные технические возможности позволят главному музею страны достойно показать то, что было невозможно показать в Кремле. Убедитесь сами.

Это государственные регалии, уникальные самородки драгоценных металлов, драгоценные камни и ювелирные изделия, имеющие особое историческое и художественное значение. Это работы крупнейших придворных ювелиров России, сделанные по распоряжению Кабинета Его Императорского Величества и принадлежавшие представителям дома Романовых. В числе знаковых экспонатов – изысканная табакерка придворного ювелира императрицы Екатерины II Жан-Пьера Адора и табакерка с живописным пейзажем художника-эмальера Пьера Теремена, исполнявшего свои работы для членов императорской фамилии и русской аристократии. Шедеврами ювелирного искусства в коллекции являются три броши начала XIX века великой княгини Марии Павловны – дочери императора Павла I, выполненные в мастерской Якоба и Франсуа Дювалей. Главным исполнителем придворных заказов при Александре III и Николае II была фирма Карла Фаберже, основанная в Петербурге в 1842 году. Работы мастеров этой фирмы представлены уникальными экспонатами, отражающими знаменательные события российского Императорского дома. Специально для выставки Государственный исторический музей представит редкие ювелирные работы, входящие в собрание памятников золотого и серебряного дела России XVIII–XX веков. В числе шедевров музейной коллекции – чарка, собственноручно выточенная императором Петром I.

Впервые в экспозиции будут представлены изделия современных отечественных ювелиров. Так, на выставленных уменьшенных копиях державы и скипетра, изготовленных в 1999 году к 280-летию образования Гохрана России, можно рассмотреть детали подлинных императорских регалий. И таких сюрпризов и шедевров на выставке много. Согласитесь, приятно осознавать, что национальные сокровища создавались не только в прошлом, но в настоящем, в XXI веке. Надо только уметь их находить и беречь.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram