Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Культура № 40(582) от 12.10.2017 13+

Экологическое взросление

, 09:01

16-й по счету Байкальский международный фестиваль документальных и научно-популярных фильмов «Человек и Природа» в минувший понедельник завершился в Иркутске вручением наград. Лучшей картиной признана работа эстонского режиссёра Антса Таммика «Хрупкий мир», без слов рассказывающая о том, как с приходом человека живописные леса, реки и болота с множеством животных и птиц превращаются в пустошь.

Человек — главный враг природы. Таков, если говорить примитивно, основной месседж большинства картин, участвующих в конкурсной программе фестиваля из года в год. Всё, к чему прикасается рука человека, будь то уникальные эстонские болота, паукообразные обезьянки, африканские джунгли, белые киты и даже целые моря, приходит в упадок, исчезает, гибнет. Режиссеры не дают ответов на вопрос, как это можно изменить, но с упорством продолжают обозначать проблемы, указывать на болевые точки, вскрывать стыдную оборотную сторону цивилизации.

Впрочем, всегда в конкурс попадают и такие картины, в которых, наоборот, показаны положительные примеры того, как человек может сосуществовать с природой, жить с ней в гармонии. Вдыхать очищающий горный воздух, поднимаясь в гору с сотней килограммов груза за спиной; съехать со склона вулкана на сноуборде и сплавиться по реке, чтобы заняться серфингом в океане; проплыть тысячу километров, чтобы доставить припасы метеорологам; месяцами мучиться горной болезнью в Антарктиде, чтобы открыть древнейшее подледное озеро планеты.

Конкурсная программа «Человека и Природы», по словам исполнительного директора фестиваля Юлии Якимовой, в этом году снова вышла за рамки темы экологии: «Мы, вместе с авторами картин, пытаемся размышлять о месте человека в мире, влиянии одного на другое, ставим проблемные и острые вопросы».

Так, одним из острых вопросов, поставленных на фестивале этого года, оказалась проблема международной торговли морскими млекопитающими для индустрии развлечений. Чтобы узнать судьбу десятка белух, которых должны были продать в американский океанариум, российский режиссер Гаяне Петросян объездила полмира и в результате сняла пронзительный полнометражный фильм-расследование «Рожденные свободными». Эта картина получила на фестивале специальный приз имени Валентина Распутина «Байкал» — «за остроту поставленной экологической проблемы».

Лучшим документальным фильмом признана картина Катерины Суворовой «Завтра море», показывающая быт жителей побережья Аральского моря. Занимаясь повседневными делами, стараясь наладить жизнь, они не перестают надеяться, что одна из самых глобальных экологических катастроф ХХ века, случившаяся по вине человека, будет исправлена и к ним вернется море.

Награды за лучший научно-популярный фильм удостоилась Екатерина Еременко с ее новой картиной «Озеро Восток. Хребет Безумия», рассказывающей о героической работе полярников, в нечеловеческих условиях занимающихся научными открытиями мирового значения.

Показы конкурсных и внеконкурсных картин, так или иначе связанных с экологией (в самом широком смысле) по традиции проходили на нескольких площадках в Иркутске, включая кинотеатры, кафе и даже планетарий, где демонстрировали полнокупольное кино, соответствующее тематике фестиваля. В этот раз в честь объявленного Года экологии, 80-летия Иркутской области, а также 80-летия Валентина Распутина, чье имя с недавних пор носит «Человек и Природа», посмотреть кино можно было бесплатно, чем воспользовались сотни, если не тысячи горожан. На некоторых сеансах в Доме кино приходилось доставлять стулья, иначе все желающие просто не попали бы в зал, а некоторые были готовы смотреть фильм даже на ступеньках. Это означает, что все больше людей хотят задаваться важными вопросами сохранения природы, узнавать что-то новое, осознавать свое место в мире, ну или, коротко говоря, экологически взрослеть.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram