Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура

Алиса Гицба: «Я влюбилась в «Геликон» на всю жизнь»

, 15:37

Совсем скоро театр «Геликон-опера» откроет серию праздничных концертов, посвящённых своему 24 Дню рождения. Накануне свою историю «Геликона» рассказывает Алиса Гицба.

- Моё знакомство с театром «Геликон-опера» состоялось задолго до того, как я стала здесь работать. Тогда я даже не предполагала, что буду петь в «Геликоне», что такое вообще возможно. Видела знаменитый спектакль «Паяцы» Р. Леонкавалло, который шёл во дворике театра. Попала на хороший состав – первый раз услышала Вадика Заплечного, Лену Качуру, Сережу Яковлева. Тогда меня потрясло это. Было зябко, но жутко интересно. Зрители ощущали сопричастность – было полное ощущение, что ты действующее лицо спектакля. И я влюбилась в этот театр на всю жизнь.

Спустя два года, в 1993 году, меня пригласили в «Геликон-оперу» прослушаться на Татьяну. Роль эту я не получила, но попала в штат театра. И с того самого дня началась не просто новая творческая жизнь – я приобрела дом. Ведь я родом из Абхазии. Как раз в те годы у нас шла война. Мои родители были там, я была оторвана от семьи, мучилась страшными мыслями об их судьбе. А театр мне давал возможность выхода в другое пространство, в другую реальность. И поэтому здесь я проводила все время, приходила не только на спектакли, в которых не была занята, но и  просто так, в любое время. Было важно лишний раз позаниматься с Наташей Арутюновой (концертмейстер театра. – Авт.), просто поговорить. Это был не столько театр, сколько дом для студентки четвёртого курса, которая жила в общежитии и у которой не было рядом семьи.

- Я помню войну в Абхазии, но от Ваших слов прямо холодок по спине…

- Да... И Дмитрий Александрович Бертман – это не просто художественный руководитель театра, это близкий человек, которому можно рассказать, поделиться с ним переживаниями и радостями. Он никогда не бывает равнодушным к чьим-то проблемам или бедам. У нас сложились очень доверительные и тёплые взаимоотношения, но я до сих пор не могу себе позволить назвать его просто Димой. Никогда. Только Дмитрий Александрович. Родной человек.

- Вы очень трудолюбивы – много концертов, большая творческая жизнь. Полагаю, что очень не просто со всем этим справляться?

- Честно говоря – тяжело. Ведь много времени и сил уходит на подготовку и репетиции.

- Когда был на «Кофейной кантате» И. Баха с Вашим участием – ловил себя на мысли, что Вы там настолько органично, естественно проживаете роль,  что кажется все это сделано с легкостью.

- Это один из самых любимых моих спектаклей. Хотя в этом театре у меня нелюбимых ролей нет вообще. Но к каждому спектаклю, как к ребенку – особое отношение. Ты не можешь всех детей любить одинаково – любишь каждого по-своему. «Кофейная кантата» – это такая родная вещь, которая уже много лет идёт в «Геликоне». Моей дочери уже 16 лет, и ровно столько этой постановке.

- ?

- Да. Всё у меня параллельно. В 1993 году пришла в «Геликон», в 1994 году – появилась семья. С тех пор у меня две семьи, которые сосуществуют друг с другом. Иногда проблематично, иногда гармонично. Бывают сложные периоды, когда я пытаюсь усидеть на двух стульях и главная проблема, чтобы не свалиться ни с одного из них. Мне в течение 20 лет удаётся совмещать. Не буду лукавить – это трудно. Я думаю, что просто Господь ко мне милостив и ведёт меня по жизни умными путями. Именно поэтому получается пока не ущемлять интересы семьи и интересы театра.

- Каким Вы теперь вспоминаете «Геликон» девяностых годов?

- Была студенческая атмосфера. Все были молоды – я сама ещё училась в Гнесинке. Ребята, которые пели со мной, были немного постарше. Я к ним относилась с большим уважением, старалась учиться. Очень многое подсмотрела у Наташи Загоринской. Она для меня была просто пособием. Когда первый раз увидела её в спектакле «Человеческий голос» Ф. Пуленка, долго не могла забыть то впечатление, которое она произвела. Наташа до сих пор загадка – яркая личность, сложная, с магнетизмом, неподдающимся никакому рассудку или логике. У неё всегда есть, чему поучиться – по музыкальности, по вкусу, манере – это эталон настоящей певицы театра Бертмана. Я – совершенно другой человек, не такой, как Наташа.

- В этом нашем творческом разнообразии, наверное, и кроется один из секретов страны Геликонии?

- Да, но я даже где-то в одном из интервью читала, что «Бертман, как режиссёр – зритель Наташи Загоринской». Это совершенно гениальная сентенция, которая даёт ключ ко многим вопросам, связанным с пониманием режиссуры и появлением Загоринской в «Геликоне». Это знаковая фигура.

- Я помню, как Дмитрий Александрович вспоминал развалины после бомбёжки в Ливане через призму огромных глаз Наташи, через её ужас от происходящей реальности. Показательно. Я по-настоящему понимаю, о чём Вы говорите. И все же, что есть «Геликон» сейчас?

- Дело не в том, что сегодня театр стал больше – у нас качество изменилось. Раньше «Геликон» был камерным маленьким театром с большими амбициями и творческим потенциалом. Сейчас настало золотое время, когда этот потенциал раскрылся. Конечно, с площадкой нам ещё не совсем повезло – надеемся, что там всё будет… об этом говорить уже больно. Каждый раз, когда прохожу по Большой Никитской и вижу нашу стройку… Даже та молодёжь, которая сегодня приходит в театр, даже ей тесно в тех рамках, в которых мы сейчас находимся. Нам не хватает свободного пространства. Но качество исполнения, музыкантский уровень – всё это очень повысилось в «Геликоне». Это тот самый случай, когда количество перешло в качество. Серьезно.

- Я не спорю. В определённом смысле наша стройка – это обстоятельство, которое десятикратно проверило творческую команду на прочность и состоятельность. Как бы это дико не звучало. Театр продолжал блистать вопреки всему, реализуя потенциал не только в маленьком пространстве Нового Арбата, но и на других площадках. И я не только «Царицу» Д. Тухманова имею в виду с премьерой в Кремле и Александринке…

- Да, это очень мудро, между прочим. А «Набукко» Дж. Верди, которую мы поставили во Франции – её забрала себе Мариинка. Это тоже головокружительный спектакль Дмитрия Александровича Бертмана.

- Куда в творческом смысле смотрит сегодня Алиса Гицба?

- Мечтаю спеть Амелию в «Бале-маскараде» Дж. Верди - 24 мая будет дебют в этой роли. Жду и готовлюсь к этому. 5 декабря 2014 года состоится мой творческий вечер, посвящённый двадцатилетию работы в «Геликоне». Пока ещё есть время, чтобы определиться, как это будет. Думаю, что позовём хор, оркестр, друзей – солистов нашего театра.

 

АЛИСА ГИЦБА
сопрано

Родилась в Сухуми. Окончила Сухумское музыкальное училище (1989) и Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «сольное академическое пение», класс профессора Н. Н. Шильниковой (1994).

В 1991-1994 годах солистка ансамбля старинной музыки «Мадригал» при Московской государственной академической филармонии.

Алиса Гицба ведёт активную концертную  деятельность, участвует в престижных музыкальных фестивалях. В её репертуаре музыка всех художественных стилей – от эпохи барокко до авангарда ХХ столетия.

В 2006 году канал «Культура» выпустил DVD-диск с записью оперы Ф. Пуленка «Диалоги кармелиток», в которой Алиса исполнила одну из главных ролей – новую настоятельницу монастыря кармелиток Мать Марию. Постановка театра «Геликон-опера», режиссер–постановщик народный артист России Дмитрий Бертман, дирижёр – народный артист России Владимир Понькин.

Алиса Гицба также часто  принимает участие в эфирах радио «Орфей». 19 октября 2009 года в рамках фестиваля «Радио Орфей представляет» состоялся ее сольный концерт.

В 2010 году вышел DVD-диск с участием Алисы в партии сопрано в симфонии А. Рыбникова №5 «Воскрешение мертвых». Дирижёр Теодор Курентзис (Фестиваль «Черешневый лес», Концертный зал им. П. И. Чайковского, 2005 год).

В 2014 году московской государственной консерваторией был выпущен сольный аудиодиск Алисы Гицба.

Алиса Гицба сотрудничала с такими выдающимися дирижерами, как Геннадий Рождественский, Борис Тевлин, Юрий Симонов, Валерий Гергиев, Владимир Понькин, Теодор Курентзис, Рене Клеменчич, Марк Пекарский, Сергей Скрипка, Александр Рудин, Евгений Бражник, Энрике Маццола.

Гастроли: Германия, Италия, Ливан, Франция, США, Эстония, Чехия, страны СНГ.

Солистка «Геликон-оперы» с 1993 года.

Дипломант международных конкурсов вокалистов.

Заслуженная артистка Российской Федерации (2004).

Народная артистка Республики Абхазия (2007).

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram