Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Кино № 19(411) от 29.05.2014

За дело!

, 20:26

Когда год назад, перед выходом в эфир Общественного телевидения России, журналисты пытали многомудрого Анатолия Лысенко, что это такое, он отвечал: «А я сам ещё не знаю». Но два момента всё же обозначил. Во-первых, это будет канал, максимально освещающий все стороны жизни подальше не то что от Садового кольца столицы, а от МКАД. И второе: он неоднократно говорил, что на канале обязательно будет место рассказам о людях неравнодушных, милосердных, о волонтёрском движении, которое у нас в стране обозначилось, но находится в довольно разрозненном состоянии. Он хвалил легендарное тимуровское движение, одобрял тех руководителей регионов, где оно поддерживалось, например Минтимера Шаймиева в Татарстане. И такая программа появилась в декабре прошлого года, она так и называется «За Дело!» Сегодня с нами говорят её главные лица, отметим – очень молодые и приятные: это автор, руководитель и ведущая проекта Елизавета ТАТАРНИКОВА и корреспондент и соведущий Илья ТАРАСОВ.

- Лиза, откуда у вас лично истоки интереса к тематике волонтёрства, социальной взаимопомощи?

– По образованию я искусствовед, с уклоном в живопись, да и вообще, гуманитарная натура. А истоки – в большой, шумной и доброй семье, где я младшая из четырёх, это всегда было предметом дружелюбных шуток. На самом деле, когда с самого детства тебе даётся столько тепла, как в моём случае, то грех не уметь делиться им с людьми. Кстати, многие известные мне волонтёры тоже выросли в таких же дружных и согретых взаимной заботой семьях.

– А на телевидение как попали?

– Журналистика началась для меня ещё с молодёжных газет в старших классах школы, но лишь в качестве хобби. Кто бы мог подумать, что я отправлюсь работать на Питерское телевидение, туда, где начинал любимый Хоха из «Большого Фестиваля». Но там счастливый случай свёл меня с Еленой Аветиковной Саркисян, она стала моим гуру в журналистике. Мы много и дружно работали. И однажды она своим тоном, которому трудно возражать, обозначила мне сроки прибытия на ОТР. Сначала у нас с большой командой отличных ребят получилась «Прав?Да!», которую сегодня смело можно считать брендом канала, а потом появилась возможность создать «За Дело!». У нас небольшой, но дружный коллектив: очень креативный режиссёр и талантливый, кстати, художник Навруз Ахмедов, энергичные корреспонденты, один из них, мой коллега и соведущий Илья Тарасов, – перед вами.

– Илья, а вы как в журналисты попали?

– Я не попал, я им и был. Военным журналистом, служил на Балтийском флоте. Потом работал в «Военной программе» Александра Сладкова, там познакомился с Юрой Алексеевым. Он раньше перешёл на ОТР, потом позвал и меня. Теперь служу не флоту, а добрым делам, а в свободное от работы время изучаю режиссуру во ВГИКе.

– Лиза, сейчас пошло нечто вроде моды на волонтёрство, благотворительность, вообще активизм?

– Ну да, это, если хотите, социальная мода. Ещё лет 10 назад в нашей стране не было привычки тратить личное время на других – незнакомых людей. В Европе в то время уже были миллионы волонтёров, наверное, каждый пятый чем-то общественным занимался. Сегодня люди осознали, что помимо собственных эгоистических интересов есть что-то ещё: есть другие люди, жизнь и здоровье которых порой зависят не от технического прогресса, не от государственной поддержки, а просто от отзывчивости другого человека. Единственный способ быть уверенным в завтрашнем дне – работать на него сегодня, создавать вокруг себя среду, в которой будет комфортно каждому её обитателю. Вот мы и создаём такое волонтёрское пространство на телевидении. Место, куда можно было бы прийти и поделиться опытом: как помогать, кому помогать, зачем и почему это нужно делать.

– Что происходит в студии программы «За Дело!» и чем она полезна телезрителям?

– В каждой передаче мы знакомим зрителей с людьми, которые что-то делают сами, не важно, как они себя называют – волонтёры, добровольцы, активисты, – важно, что у них есть голова и она работает в правильном направлении. Мы стараемся разобраться, при каких условиях и работает ли вообще частная инициатива в той или иной области. Также приглашаем в гости экспертов: врачей, руководителей фондов, создателей общественных проектов, которые могут объективно оценить положение дел в той или иной сфере, дать практические советы. Стремимся, чтобы за 39 минут телезритель получил ясное представление о том, куда обращаться за помощью в решении острых социальных вопросов, как её оказывать и кому можно помочь уже сегодня.

– Каков был отклик среди благотворителей и активистов?

– Поначалу гости знакомились с нашей передачей, да и с фактом существования канала, прямо в студии, но сейчас в социальной сфере нам начали доверять, любить и благодарить за возможность высказаться. На телевидении мало говорят, например, о реальном положении сирот, о причинах, по которым люди оказываются на улицах, о том, что ребята с синдромом Дауна могут работать или что сдавать кровь – это полезно, и если этого не делать, то и вас, случись что, уже не спасти. Появление такой площадки на федеральном канале многих приятно удивляет.

– То есть проект сразу же пришёлся по вкусу общественникам?

– Кому-то по вкусу, кому-то – по зубам. Мы очень стараемся не терять никого из наших героев, продолжая в этом плане «взглядовские» традиции, возвращаемся в места, где уже были. Обмениваемся новостями, стараемся поддерживать инициативы друг друга. Кто-то приходит вновь, кто-то рекомендует коллегам. Нам удалось переломить предубеждение, которое у многих общественно активных людей существовало в отношении ОТР изначально.

– Внутри самого волонтёрского сообщества всё благополучно или есть трения?

– Бывают, конечно, шероховатости. Иногда возникает конкуренция между фондами, организациями, работающими на одном социальном поле. Некоторые представители благотворительности хотят монополизировать сферу или не желают признавать своих коллег, они-де единственные и неповторимые. Это не всегда признак непорядочности людей, просто у всех разный подход, разные цели и задачи своего дела. Не очень приятно, когда волонтёрство обретает форму ивента, то есть разовой и явно саморекламной акции. Вообще главный признак настоящего волонтёра – регулярность его действий.

– Ну вот и расскажите о таких из числа ваших героев: умных, честных и «неразовых».

– Слава богу, их немало. Это и «Нужна помощь.ру» очень упорных ребят – Мити Алешковского и Ани Пучковой, они проконсультировали множество людей, провели сотни мастер-классов по волонтёрству, помогают людям на местах создавать инфраструктуру волонтёрства, сегодня это очень важно, ведь многие провинциальные благотворительные фонды не имеют представления о том, как выживать и развивать своё дело на практике. Скоро проект «Нужна помощь.ру» превратится в полноценное СМИ не только для тех, кто «в теме», но и для каждого интересующегося человека. Это будет полезно нам всем. Отличный проект «Измени одну жизнь» у Юли Юдиной. Его участники занимаются устройством в семьи ребят из детдомов и добились фантастического результата! Не прошло и двух лет, как с их помощью в семьи попали более тысячи детей! Очень полезное дело реализует на «Добро.mail.ру» Саша Бабкина. Благодаря этой, можно сказать, социальной сети для благотворителей даже не очень активный человек может помочь людям. Любой желающий может за минуту найти возможность помочь деньгами или делом, причём искать можно прямо по интересующим тебя рубрикам: дети, взрослые, бездомные, хосписные больные и пр.

– На фоне активизации в стране волонтёрского движения общественность бурно обсуждала предложение урегулировать отношения добровольцев с государством. Стоит ли это делать?

– Все известные мне волонтёры в один голос кричат: «Боже сохрани!» Говорят, что большего бреда, чем закон о добровольчестве, придумать невозможно. Подумайте сами – человек должен регламентировать своё право делать добро! Это обнуляет само понятие доброго дела, которое не должно подчиняться никаким правилам, кроме пользы для окружающих. Было бы разумнее создать закон о равнодушии и искоренять человеческую пассивность и бездействие в тех ситуациях, когда требуется активная помощь. У нас ведь люди глухи друг к другу: уступить место пожилому, поднять с земли замерзающего бомжа, накормить облезлого кота во дворе или просто сказать соседям «доброе утро» – как-то не принято, такая вот извращённая форма застенчивости. При этом найдётся отговорка: «кто-то другой сделает за меня» или аргумент: «сам виноват».

– А вы сами-то волонтёры?

– Вообще всё, о чём мы рассказываем в своей передаче, мы так или иначе опробовали на себе. Помимо этого я регулярно совершаю пожертвования в поддержку различных благотворительных фондов и волонтёрских инициатив, иногда помогаю не только деньгами, но, например, вещами или делом.

Илья: Я уже много лет езжу в Алтайский государственный заповедник. Там директор Евгений Дмитриевич Веселовский, потрясающий человек. Год за годом туда к нему приезжают трудные ребята из детских домов, в том числе с репутацией отпетых хулиганов, и наркоманы не редкость. И вот он их лечит природой и, я бы сказал, собой: знакомит с лесом, проводит школы выживания. И те ребята, которые выправились, всё равно потом сами приезжают. Я ему помогаю в качестве вожатого.

– Дайте совет. С чего начать человеку, который хочет попрактиковаться в добрых делах?

– Сначала нужно решить – готов ли ты заниматься этим не разово, а постоянно, сколько у тебя есть на это времени и кто будет твоим учителем. Общественные организации сегодня есть практически во всех областях, поэтому изобретать велосипед не стоит. Надо осмотреться, найти тех, кто тебе по душе, – и научиться вместе работать. Помощь нашей программы вам обеспечена.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram