Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Сможем вместе

Накормишь бездомного, а вскоре он приходит с тортом

, 14:57

В Москве не менее 13 тысяч бездомных. И это лишь официальная статистика. Сколько лишённых крова людей на самом деле, не известно никому: невозможно учесть каждого. Неизвестно, сколько людей, оставшихся на улице, погибают от голода, холода и болезней, становятся жертвами хулиганов. Но мир не без добрых людей.

— Мир становится лучше, это действительно так. Люди становятся добрее, — говорит мне Роман Скоросов, руководитель проектов помощи бездомным православной службы помощи «Милосердие».

Старинная Николоямская улица, совсем рядом шумит, гудит машинами центр Москвы. Жёлтый двухэтажный дом из 19 века на нечётной стороне. Во дворе этого дома расположился «Ангар спасения» – один из 24 социальных проектов службы «Милосердие». Именно здесь люди, оказавшиеся в кризисной ситуации, могут получить необходимую им помощь.

Для бездомного самые простые и естественные вещи превращаются в огромную проблему: питание, сон, личная гигиена. Не говоря уже о том, что ни документов, ни связи с близкими, которые зачастую находятся в тысячах километрах отсюда, не имеется. Казалось бы, идти некуда, но есть место, где найдутся люди, готовые помочь любому.

Ангар спасения – это большая каркасная палатка, вмещающая до 50 человек. Здесь есть все самые необходимые условия, чтобы отдохнуть и набраться сил: можно поесть самой простой горячей еды, отогреться – внутри есть тепловые пушки. У палатки есть мобильная душевая на шесть человек: вода «центральная», горячая. После каждого посетителя душевая обязательно обрабатывается. Есть медицинский пункт, где принимает фельдшер со стажем: раньше он работал в автобусе «Милосердие», много лет патрулировавший окрестности московских вокзалов. Имеются все медикаменты первой необходимости. Можно переодеться в чистую одежду. Её достаточно, и, как говорят сотрудники ангара, не было и дня, чтобы кто-то не принёс свои вещи для бездомных. Единственная проблема в том, что женских вещей гораздо больше, чем мужских. И как раз на мужскую одежду больший спрос. В любое время можно бесплатно позвонить домой – есть также телефон-автомат.

— Ангар существует уже более полутора лет. За всё время мы приняли около 10 тыс. человек. В среднем за день мы оказываем помощь 70-80 бездомным, — рассказывает мне Анна, администратор ангара. — Сначала это была ночлежка. Открывалась она для оказания помощи бездомным людям в зимнее время, чтобы человек не замёрз на улице. Сейчас это пункт дневного пребывания, работает 5 дней в неделю с 9 утра до 6 часов вечера. То есть, они приходят к нам к девяти утра, получают комплексную социальную, медицинскую и гуманитарно-вещевую помощь, проходят санитарную обработку.

Но наиболее важная задача проекта — помочь бездомному вернуться к прежней жизни, вернуться домой. А этот процесс очень тяжёлый и трудоёмкий.

— Чаще всего бездомные даже не могут отвыкнуть от своего маргинального образа жизни и остаются верными своим уличным привычкам. Им трудно адаптироваться к прежней жизни.

— Согласна, — тяжело вздыхает Анна. — Мы брали год за точку отсчёта, сколько в этом всём человек находится. Затем ему было уже очень трудно социализироваться и вернуться обратно. Он заново проходит социальные стадии, возникает защитная реакция организма человека на шок. Это шок для человека!

Большая часть бездомных — люди из регионов. Едут в мегаполис за лучшей жизнью с желанием жить в большом городе. Но, к сожалению, большой город не всех принимает. Люди приезжают за лучшей жизнью и не находят её здесь: здесь всё чужое. Никого нет: ни друзей, ни знакомых. Дорогое жильё, питание, проезд, на которые очень быстро расходуются все имеющиеся средства.

Их истории очень похожи, но у каждого из них своя трагедия.

— Мужчина среднего возраста – и внешне нормальный, и видно, что не лентяй, и никаких недугов не имеет – нашёл по Интернету работу, — вспоминает недавний случай Анна. — Приехал в Москву. Они, как правило, набирают практически последние деньги на билет. Ну и какую-то копеечку имеют, чтобы 2-3 дня продержаться. Условия работы должны были быть хорошими: и зарплата, и питание, и проживание. Он доехал до адреса, а адреса… Не существует. Он поехал обратно на вокзал и, естественно, придремал. Его разбудили на конечной, а у него ни документов, ничего вообще. И, соответственно, куда деваться? Добрался он до вокзала, нас там уже все знают. Подошёл к дежурному вокзала, а ему сказали, мол, есть такая-то помощь там-то и там-то. Он к нам пришёл и говорит: «Отправьте меня домой, мне больше ничего не надо». Отправили.

В первую очередь, бездомный обращается к нашему соцработнику на вокзале, где пишет прошение, указывает свои данные, а также телефон и адрес ближайших родственников, и кратко рассказывает, что с ним случилось. К слову, каждый посетитель регистрируется здесь, как говорит Анна, «для отчётности, чтобы понимать, кто к нам приходит, как обращаться к людям». Обращений очень много, и каждое требует индивидуального подхода. Кто-то пришёл просто погреться. А кому-то необходимо оказать медицинскую помощь, оплатить лечение. Кому-то нужно купить билет домой или помочь с трудоустройством. В таких случаях приходится ждать решения вопроса, пока над ним работают социальные работники. Порой для этого необходим целый день: слишком мало времени на такое количество прошений. Или же на данный момент помочь просто нельзя: нужно купить билет, а его нет. В итоге человек может уехать только на второй или третий день. Отправляют человека по месту последней регистрации. В том состоит главная сложность иногороднего: только там он может восстановить документы, а посадить его на поезд без них нельзя. Помогает линейный отдел полиции, который сопроводит и доставит в пункт назначения. «Сложности есть, — говорит Анна, — но нам никогда не отказывают в помощи».

Трудно говорить о позитивной динамике, рассматривая проблему бездомности. Радует лишь то, что небезразличных людей становится всё больше. Всё больше людей не пройдут мимо бездомного.

— Сейчас общество уже просто не может больше отмахиваться от этой проблемы, — считает Анна. — И за 20 лет нашлись выходы из сложившейся ситуации.

Люди стали лучше информированы: тому содействует и Интернет, и, так называемое, сарафанное радио. Всё больше прохожих знает, куда и к кому обратиться, если увидел бездомного человека. Патрулируют улицы полицейские и медики, которые, в случае необходимости, обращаются в центры социальной адаптации. На базе одного из них, «Люблино», была создана мобильная служба социальной помощи бездомным гражданам «Социальный патруль».

Анна приводит в пример совсем недавнюю проблему с бездомными в метро:

— Если ты видишь, что в одном углу людей нет, значит, там уже матёрый товарищ едет. Теперь их сразу эвакуируют, его доставляет патруль, везёт его к нам или к себе – в зависимости от ситуации. А потом они сами стали приходить.

— Приходит к нам бездомный, — грустно улыбается Анна. — Его обогреешь, накормишь, поможешь на работу устроиться. Проходит время, а он сюда возвращается ухоженный, прилично одетый и с тортом, например, и говорит, что у него теперь всё хорошо, благодарит. Ты радуешься за него, а ком в горле стоит. Помнишь его таким, какой он сюда пришёл в первый раз.

Приходят и находят здесь сострадание. Находят ту руку помощи, которая им так необходима. Получают шанс на возвращение к нормальной жизни, на обретение дома. Только неравнодушие может спасти сотни и тысячи жизней. Тогда и мир будет становиться ещё лучше.

«Ангар спасения» находится по адресу: Николоямская улица, дом 55 (м. Таганская).

Подробную информацию о проекте можно узнать на сайте службы помощи «Милосердие»

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram