Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Сможем вместе

Не "подай-принеси", а реальная работа

, 13:16

Корреспондент "АН" приняла участие в одном из проектов фонда "Династия" - Школе молекулярной и теоретической биологии, которая проводится в городе Пущино. В августе этого года школа будет отмечать свой четвертый сезон.

Когда говорят о благотворительности, в первую очередь думают о ветеранах, инвалидах, сиротах, бездомных животных... Но что если в помощи нуждается целый социальный институт — российская наука?

О фонде «Династия» в последнее время сказано достаточно; много спорного, много и хорошего. Популяризация науки, поддержка молодых ученых и студентов, спонсирование различных проектов в области фундаментальных дисциплин — все это правда, но для человека, не знакомого с работой фонда, это лишь слова.

ШМТБ, или, как ее просто называют участники, биошкола ежегодно собирает под свое крыло около 80 старшеклассников из разных регионов России. А прошлый год ознаменовался еще и приездом нескольких школьников из Испании (их участие в школе оплачивал Медицинский институт имени Говарда Хьюза — также один из активных спонсоров ШМТБ). Ребята получают полную финансовую поддержку от «Династии»: оплата перелета/проезда, питание, проживание в гостинице. Отбор на школу — на конкурсной основе, но внешне не слишком сложный: по примеру зарубежных колледжей, организаторы просят соискателей прислать мотивационное и рекомендательное письма. Задача — как можно более подробно и обстоятельно изложить причины, по которым школьник хочет попасть в ШМТБ, а также чего он ожидает от работы на школе и как это поможет ему в дальнейшем.

Биошкола предполагает действительно в большей степени научную работу, нежели учебу в привычном понимании. В первые дни ребята выбирают одну из «сухих» (то есть целиком теоретических) или «мокрых» (частично или полностью подразумевающих практическую работу) лабораторий, в которых в течение трех следующих недель они будут трудиться над определенным проектом.

При этом задачи, которые решаются в рамках лабораторий — это актуальные научные проблемы, а не сто раз проделанные прежде опыты. Некоторые из проектов школы затем превратились в научные статьи, опубликованные как в отечественных, так и в заграничных научных журналах. В ряду авторов — имена школьников, которые теперь могут заслуженно гордиться: их вклад в дело — не выдуманные на ходу поручения из серии «подай-принеси» (вроде мытья пробирок), а реальная работа над экспериментом наравне с известными учеными.

«ШМТБ даёт возможность детям, увлечённым биологией, поработать в настоящих исследовательских проектах с настоящими же учёными», - отмечает Петр Власов, сотрудник Центра геномной регуляции в Барселоне, в Испании. На биошколе Петр традиционно заведует лабораторией рационального дизайна лекарственных препаратов; он в числе прочих стоял у истоков проекта. «Это не просто обучение, и даже не симуляция науки - а наука как она есть. Тест-режим для школьника, на предмет соответствия реальности его ожиданиям».

Есть в биошколе и другой момент — специфичная атмосфера, проявляющаяся в каждой мелочи. Во многом именно это стало визитной карточкой ШМТБ: абсолютное отсутствие каких-либо границ между маститыми учеными с мировым именем, лаборантами-студентами и простыми школьниками. За редким исключением здесь все на «ты», живут в одной гостинице, обедают в общей столовой, а по вечерам вместе отдыхают на разного рода креативных студиях: волейбол, танцы, авиамоделирование, собирание паззлов, настольные игры, песни под гитару.

Эта атмосфера ощущается в каждой детали. На ШМТБ-2014 Максим Имакаев (руководитель лаборатории структуры хромосом, сотрудник Массачусетского технологического института в Бостоне, США) устраивал для всех желающих «american breakfast»: свежесваренный кофе по-американски. На ШМТБ-2013 вся школа три недели любовалась табличкой на одной из жилых комнат: «Я биолог, и я не хочу ничего делать, я хочу кап-кап-кап» (по общему определению в «мокрых» лабораториях «капают»). Стандартная игра каждого сезона – «киллер» (продолжается от нескольких дней до всего срока проведения школы): каждый из игроков (сотрудники участвуют наравне со школьниками) получает бумажку с именем «жертвы» и открывает охоту, параллельно стараясь не попасться своему собственному «киллеру».

Заходим в официальную группу школы «В Контакте» – и здесь жизнь идет полным ходом. Фотографии из лабораторий, со студий, курсов, поздравления с днем рождения, посиделки с гитарой и везде — все тот же свой, специфичный биологический и просто школьный юмор. По окончании сезона группа также не затихает: школьники и сотрудники обмениваются информацией о разных научных проектах, других школах и фестивалях, интересных лекциях, делятся забавными историями и картинками «в своей тематике», ездят друг к другу в гости (в том числе и в другие страны).

Такой, по мнению организаторов, и должна быть наука — лишенной границ, свободной, несущей в себе дух молодости и задора, жажды эксперимента и открытости всему новому. И может быть, это куда более важный педагогический элемент, чем простая передача знаний от ученых к школьникам.

Можно ли назвать это благотворительностью — вкладывать деньги в грядущее поколение ученых? Сложно сравнивать нужды российской науки с нуждами социальными, которыми так богат сегодняшний день. Приятно одно: несмотря на все дискуссии о рациональной трате денег, подобные проекты продолжают жить. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram