Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 2(443) от 22.01.2015

Крещение огнём

, 16:55

Праздник Крещения в этом году вышел на Донбассе и тёплым (по погоде), и жарким – по обстановке. С одной стороны, Донецк, Горловку и другие населённые пункты «крестили» артогнём войска Украины. С другой – в боях прошло боевое крещение переобученной и перевооружённой армии Новороссии.

Обострение на Донбассе стало началом второго раунда боя за Новороссию и Украину без фашистов. Теперь уже ясно – «минскому перемирию» конец. Даже если стороны когда-нибудь вновь сядут за стол переговоров, то уже на основе совсем иных линий разграничения. Тех, которые установятся огнём и мечом.

Как рухнул миф о «киборгах»

Украинская армия долго сидела в аэропорту и вдруг утратила его за очень короткий срок. Что же случилось? Ранее за продвижение от здания к зданию ополченцы платили неделями боёв и приличными потерями.

Дело в том, что район обороны аэропорта не ограничивался только воздушной гаванью. Это достаточно грамотная система обороны, включавшая в себя ряд сооружений аэропорта, посёлок Пески и городок Авдеевка. В Песках под прикрытием окружающих этот населённый пункт минных полей были установлены миномётные батареи. Подкрепления в аэропорт поступали именно оттуда. Не менее важна Авдеевка, где размещены основные силы 93-й мехбригады ВСУ и других частей. В этом районе сосредоточена основная артиллерия, обстреливающая Донецк и прикрывающая аэропорт. Также важными пунктами обороны являлись часть ПВО около порта и посёлок Опытное.

В самой воздушной гавани ключевой точкой обороны была контрольно-диспетчерская вышка. С этого монументального сооружения из монолитного железобетона украинские корректировщики направляли огонь своей артиллерии. Даже неумелые и ленивые украинские артиллеристы за долгие месяцы пристреляли в порту каждый колышек. С помощью корректировщиков они могли весьма точно прикрывать тех, кто защищал оба терминала. А после утери старого терминала – только новый. Кроме этого для корректировки украинцы использовали беспилотники. Точнее, в их роли выступали обычные магазинные мультикоптеры с камерами и прочий гражданский ширпотреб для развлечений.

В общем, при таком перекрёстном прикрытии выбить из терминала «киборгов», сидящих под зонтиком артиллерии, без больших потерь было очень сложно. Да и выбив, сидеть и получать с нескольких сторон тонны железа и взрывчатки без возможности отвечать эффективно – смысла не имело.

К тому же занимающиеся аэропортом части ВСН не были до поры вооружены действительно тяжёлыми огневыми средствами. А валить вышку из противотанковых и танковых пушек и 122-мм гаубиц – занятие малопродуктивное. Она была уже вся в дырах, но продолжала стоять. Но вдруг её обрушили. Судя по всему, или массированным огнём 152-мм тяжёлых артсистем, или 240-мм самоходным миномётом. Украинская артиллерия сразу резко утратила эффективность огня. Беспилотная игрушечная авиация также перестала помогать – у армии ДНР заработали «глушилки» РЭБ.

Бойцы штурмовых батальонов Моторолы и Гиви прошли дополнительное обучение, заранее потренировались в штурмовых операциях. Затем на крышу здания нового терминала положили несколько удлинённых зарядов разминирования («Горынычей») и взорвали их. В результате приличная часть крыши рухнула, а с ней и часть верхних этажей. Надо отдать должное строителям – от пары тонн взрывчатки здание устояло. Но зато его защитники, лишившись артиллерийского «зонта», быстро из «киборгов» стали «гробиками». Был зачищен терминал, затем и развалины вышки.

Грузины в «отпуске»

В освобождённом новом терминале обнаружилась целая коллекция иностранного оружия. Причём речь не идёт о выпускаемых по лицензии в Виннице на фабрике «Форт» клонов израильского, американского и иного оружия. Там были найдены американские винтовки М4 (в варианте производства «Бушмастер»), израильский лёгкий пулемёт «Негев», болгарский револьверный гранатомёт «Лавина», пистолеты и прочее. Чьё же это?

Судя по набору оружия, принадлежал весь этот арсенал старым знакомым армии России – грузинским военным. Именно у них имеется подобное сочетание оружия. Известно, что на Донбассе есть грузинские наёмники или волонтёры из числа бывших военнослужащих. Недавно одного такого уничтожили как раз в районе аэропорта. Очевидно, многие из них прихватили (или получили со склада, убывая «в отпуск») с собой штатное оружие.

Вернуть любой ценой

Оборона ВСУ утратила прочность, но силы для попыток восстановления положения у Киева ещё были. П. Порошенко приказал вернуть аэропорт во что бы то ни стало. Конечно, эти отчаянные попытки отбить «сакральный символ» украинской пропаганды не имели никакого военного смысла.

Атака следовала за атакой. Из-за отсутствия достаточного количества хорошо обученной пехоты, попытка «продавить» была возложена на танки 93-й механизированной и 1-й танковой бригад. Причём танков было явно больше, чем пехоты для них. Сообщалось о группах по 10–15 танков, сопровождаемых «несколькими» БМП с пехотой, под прикрытием артогня наступавших со стороны Песок и Авдеевки.

Но подтянутые к линии фронта батареи артиллерии ВСН оказались куда более многочисленными и хорошо владеющими искусством контрбатарейной борьбы. Украинские артиллеристы в Песках, а затем и в Авдеевке начали проигрывать. Им уже было не до поддержки своих войск и охоты на пушки противника – успеть бы отстреляться в отместку по жилым кварталам.

В результате атакующие в чистом поле бронегруппы стали отличной мишенью для артиллерии, расчётов ПТУР, танкистов и гранатомётчиков. За несколько дней потери в бронетехнике у ВСУ составили примерно полсотни танков, БМП и БТР. Убитыми и ранеными – более полутысячи. Правда, в это число вошли и машины, уничтоженные артиллерией на дальних подступах. ВСН суммарно потеряли до сотни убитыми и ранеными и раз в 10 меньше техники. Практически командование армии Украины без остатка потратило тощий резерв, имевшийся у него в этом районе.

В ходе боёв был один тревожный момент, когда украинцы решили не атаковать аэропорт, а проскочить в сам Донецк через посёлок Спартак. Им удалось найти дорожку, на которой их никто не остановил, и танки дошли до Путиловского моста. Но в результате встречного боя мост оказался взорванным, а под ним сгорели два танка Т‑64БВ, и ещё один танк был поражён снарядом.

Загадки военного искусства «укропов»

Апофеозом, показывающим явную утрату командованием ВСУ знания о реальной обстановке, является история с пленением 20 января в районе аэропорта группы солдат и офицеров 93-й мехбригады, во главе с одним из комбатов, подполковником. Якобы солдаты ехали в аэропорт за какими-то мифическими ранеными и в тумане выехали группой из 2 танков и 16 человек на боевые порядки батальона «Сомали». Советник П. Порошенко Ю. Бирюков сначала отрицал факт пленения комбрига. Но потом косвенно подтвердил случившееся, рассказав, что попавший в плен офицер сам и отдал идиотский приказ о движении в аэропорт.

Контрудар Новороссии

В ответ армия ДНР начала контрнаступление в Песках и через несколько суток боёв, освободила посёлок. Прикрыть там украинцев артогнём из Авдеевки, как это было в ходе боёв в посёлке в прошлом году, свои войска уже не могли. Батареям было уже не до эффективной работы. А переброска подкреплений возможна только по одной дороге – из-за установленных самими украинцами минных полей.

Как обычно, это поражение «укропами» не признаётся. Из Песок распространяются духоподъёмные видео о контроле над посёлком. Но вот беда – мост, под которым обороняются каратели из батальонов «Правого сектора», находится не в посёлке, а уже за ним. В целом Киев удерживает в Песках только дома на окраине. Как только они падут – следующий населённый пункт Первомайское оборонять будет крайне сложно.

Идёт операция и по освобождению Авдеевки, но пока о победе там говорить рановато. Очищена только прилегающая к Донецку «старая» часть города. В Авдеевке ещё хватает мирного населения, да и завод Коксохим надо как-то уберечь – его разрушение опасно для экологии. Судя по всему, Авдеевкой и Песками в этом районе дело не ограничится – «укропов» будут гнать и далее.

Ветер поднимается – буря начинается

В районе Горловки также ведутся наступательные операции, но пока говорить о серьёзном прорыве там рано. Постепенно идёт «перекрытие кислорода» в Дебальцевском выступе – одной из основных военных проблем республик. Нацеленный вглубь Новороссии выступ неплохо (по меркам безалаберных украинских военных) укреплён и содержит в себе значительные силы противника. Уже неделю в этом районе силы ВСН постепенно подбираются с двух сторон к «артерии» этой группировки – Светлодарску. Перекрытие трассы, ведущей через этот населённый пункт, будет означать котёл, сравнимый с летними «достижениями» ВСУ. Наиболее умным шагом для Киева был бы отвод основных тяжёлых частей из выступа. Но, как и в аэропорту, упёртое руководство приказывает «стоять до последнего».

Есть вести с Луганщины, где сначала пытались заключить перемирие на праздник Крещения. Теперь силы ЛНР развернули наступление на опорные пункты и блокпосты ВСУ в районе Крымского, Станицы Луганской и в других местах. Есть первые успехи – взяты блокпосты 31 и 29. На момент написания статьи не ясно, рухнул ли северный фронт хунты, – сообщения противоречивы.

Подбираются ВСН и к Мариуполю – постепенно занимая небольшие населённые пункты на подступах и подвергая позиции ВСУ сильному артиллерийскому поражению. Как и на других участках фронта, именно массированное использование артиллерии является определяющим фактором – бронетехника и основные силы пока в боях особо не задействованы. В Мариуполе среди сторонников Киева назревает паника. Она усилилась также после того, как 20 января были взорваны мост и эшелон в Запорожской области близ станции Камыш-Заря. Это ключевая станция для поставок военной техники и боеприпасов карательной армии на южный участок фронта – теперь он надолго выведен из игры.

А ветер наступления только усиливается, но буря ещё не началась...

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram