Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 16(609) от 26.04.18 13+

Индийские танцы вокруг ПАК ФА

, 21:17

Британский еженедельник Jane's Defence Weekly, ссылаясь на некие неназванные официальные источники, недавно сообщил, что ВВС Индии приняли решение приостановить или прекратить своё участие в совместной с Россией программе FGFA. Так называется разработка индийской версии тяжёлого многофункционального истребителя ПАК ФА. В наших ВКС он уже имеет наименование Су-57 – самолёт успешно завершил государственные испытания. Что же случилось?

Странные требования

Англичане утверждают, что якобы индийские официальные лица недавно сообщили о выходе Индии из программы FGFA нашей делегации, недавно побывавшей в стране по вопросам заключения контрактов по линии ВТС. И в то же время издание пишет, что Индия может и передумать, а также купить просто экспортные варианты Су-57. Разумеется, с адаптацией под ряд своих требований вместо совместно разработанного варианта. Учитывая, что источники не названы, вся информация выглядит вбросом в стиле «то ли будет, то ли нет». Тем более что отношения РФ и Британии, мягко говоря, далеки от нормальных. И английская пресса, несмотря на свою солидную историю, не может остаться в стороне от «борьбы с Кремлём».

Якобы ПАК ФА не устраивает индийцев из-за несоответствия их требованиям по малозаметности, совершенству авионики и бортового радиолокационного комплекса «Белка». Будто в мире есть БРЛС лучше «Белки» или авионика лучше той, что установлена на Су-57. Также их якобы не устраивает двигатель первого этапа АЛ‑41Ф1, хотя и с ним машина обладает очень высокой тяговооружённостью. Она опять же превосходит самолёты, выпущенные до этого, и сверхманевренностью, и очень высокой максимальной скоростью как на форсаже, так и без форсажа.

Так что все эти претензии напоминают старый анекдот о том, что жена Рабиновича удовлетворяет требования всех его друзей и соседей, а самого Рабиновича – нет. Вы погуляйте по базару, по рядам пройдитесь, граждане индийцы. Найдите, может, кто-то получше самолёт продаст. Нет? И технологии такие в руки вам давать никто не хочет? Странно.

 

Битва мечтаний с реальностью

Индия участвует в программе FGFA с 2007 года. Изначально предполагалось, что её финансирование будет «50 на 50», а технологии в основном будут российскими. Но индийцам тоже дадут что-нибудь для своего варианта разработать. Сначала индийцам отдавали 30% разработки технологий для своего варианта, потом лишь 13%. Но и те индийские разработчики откровенно не тянули – ну нет в стране компетенции для создания серьёзного оборудования для самолёта такого уровня. Но шасси, внешние прицельные контейнеры или индикатор на лобовом стекле свой разработать давали.

Индийские ВВС планировали закупить сначала 250 самолётов, потом 214. Затем планы были сокращены до 144, потом и до 127 самолётов, причём уже без двухместного варианта. Собирать планировали в Индии из российских машинокомплектов, но с индийскими агрегатами в составе. Индийцы внесли около 300 млн долларов за эскизный проект, а вот платить ещё 5 млрд долларов за дальнейшие работы отказались. В итоге всё же их «уломали» заплатить 3, 7 млрд порциями в течение нескольких лет. Но и тут они ничего пока не заплатили.

 

Когда парк самолётов тает

И вот тут-то и кроется «корень зла». Просто у ВВС Индии сейчас большие проблемы с резким сокращением парка самолётов. Планируемое число боевых эскадрилий давно находится там же, где и остальные индийские мечты. Протанцевав-пропев кучу лет на классических индийских тендерах по закупке истребителей, бесконечных, как «Санта-Барбара», но с леденящим душу сюжетом, как фильмы «Болливуда», Индия не заметила, как имеющийся парк начал активно списываться. И поставки Су-30МКИ, и модернизация МиГ-29 в вариант МиГ-29-UPG не очень спасают.

На поставки нужны деньги, и нельзя исключать, что кому-то могла прийти в голову идея сэкономить на разработке FGFA. К тому же индийские мечты о «самолёте, лучшем, чем Су-57» постепенно спустились с небес на землю, и индийцы склоняются к мысли просто купить экспортный вариант Су-57 с некоторыми под себя изменениями. Но при этом – сэкономить на разработке. Только вот скупой заплатит не только дважды, но и больше. Потому что для разработчика цена будет одна, а для стороннего покупателя – другая.

 

Сотрудничество только расширяется

Впрочем, при этом Индия планирует новые масштабные закупки у РФ. Так, на подходе контракт по танкам Т-90СМ -называлась цифра 464 танка. Контракт по ЗРС С-400 примерно на 10 дивизионов, дополнительные закупки МиГ-29К/КУБ для ВМС. Намучившись с многострадальным тендером на лёгкий истребитель и с передачей технологий от французов, ВВС Индии направили запрос на 110 самолётов в Россию. Вероятно, речь идёт или о Су-30МКИ в варианте Super-30, или о МиГ-35СЭ, который в своё время на тендере пролетел. Вероятнее всего, выбор именно «Сушки» как освоенной в сборке и в войсках машины, которую сейчас сами индийцы зовут «лучшим самолётом страны». Присматриваются в Индии и к Су-35СЭ, раз он уже есть у Китая. Скорее всего, Су-57 тоже в итоге окажется в ВВС Индии. Но на каких условиях, в каких количестве и комплектации – сейчас никому не известно.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram